Учёт продажи товаров

Советский рекламный плакатУчет продажи товаров имеет важное значение для изучения покупательского спроса. Данные о продаже товаров по наименованиям, моделям, фасонам, расцветкам, размерам, ростам и другим признакам дают возможность определить спрос и тенденции его развития, установить количество товаров, необходимых для бесперебойной торговли.

Для текущего пополнения магазина товарами следует использовать данные учета продажи за более короткий период времени, для составления заявок и заказов промышленности необходим учет за более длительный период  месяц, квартал, год. Учет продажи товаров проводится по данным о запасах и поступлении товаров, на основе подсчета товарных чеков, с помощью товарных ярлыков.

Наиболее простой способ  учет продажи по данным о запасах и поступлении товаров. Для этого к запасам на начало учитываемого периода прибавляют количество товаров, поступивших за учитываемый период, и вычитают остатки, обнаруженные в конце его. Если за этот период была переброска, возврат или оптовая продажа товара, то это количество исключается из полученной величины. На основании полученных данных выводится количество (или сумма) проданных товаров.

Этот способ ведения учета успешно применяется при продаже таких товаров, как телевизоры, радиоприемники, магнитофоны, фотоаппараты, велосипеды, швейные машины и другие крупногабаритные или дорогостоящие товары .

В узкоспециализированных секциях универмагов и крупных специализированных магазинах такой учет может проводиться ежедневно и по более широкому кругу товаров, включая, например, такие виды одежды, как пальто, плащи, костюмы, брюки, платья, с указанием одного-двух признаков, в частности размера или вида ткани, из которой они изготовлены. Ежедневные сведения потом суммируются в месячные, квартальные и годовые и служат хорошей базой для составления заявок и заказов промышленности.

Учет продажи ряда товаров  швейных и меховых изделий, обуви, головных уборов и некоторых других можно проводить на основе подсчета товарных чеков, в которых указывается наименование товара, артикул, размер, рост, фасон и т. д., причем дополнительные признаки могут обозначаться условными знаками. По окончании работы чеки группируются по признакам учета за каждый день и результаты подсчета заносятся в ведомость по следующей форме.

Этот способ ведения учета распространен в тех магазинах, где применяется выписка мягких чеков и количество ежедневно продаваемых товаров относительно невелико. При этом особое внимание необходимо обращать на правильность выписки чеков и их группировку при подсчете.

Для учета продажи мелких товаров можно использовать контрольные карточки. Этот способ учета заключается в следующем. На товар, реализацию которого необходимо учесть, открывается карточка, в которой указываются показатели, подлежащие учету, запас товара на начало учитываемого периода и вносятся данные о пополнении. Карточка вкладывается в товар. Сведения о продаже получают на разные даты методом балансового учета: реализация = запасы + поступление  остатки.

По окончании наблюдения карточки снимаются и по ним составляется ведомость учета продажи товара за весь период наблюдения.

Наиболее точный способ учета продажи товаров сложного ассортимента  обработка отрывных и вкладных ярлыков, которыми промышленность снабжает изделия при отпуске их в торговую сеть. В этих ярлыках в обычном или зашифрованном виде указаны учитываемые признаки изделий. При этом изделие может иметь перфорированный ярлык, второй отрывной ярлык или вкладыши, в которых повторяются показатели основного товарного ярлыка. При отпуске отрывной ярлык, вкладыш или перфорированная часть ярлыка остается в секции на контроле.

Магазины накапливают ярлыки за день, неделю или месяц, после чего обрабатывают их самостоятельно или передают для обработки в торг или на машиносчетную станцию.

Когда товары продаются в небольших количествах, отрывные ярлыки можно обрабатывать вручную; если ярлыков много, их следует передать на машиносчетные станции для обработки на счетных машинах. Обработка ярлыков на вычислительных машинах позволяет механизировать наиболее трудоемкую часть работы по изучению покупательского спроса.

Отрывные ярлыки или вкладыши можно использовать для учета продажи таких товаров, как готовое платье, головные уборы, трикотажные и меховые изделия, белье, обувь, часы и др. При этом нужно тщательно следить за тем, чтобы в течение дня на контроле сохранялись все отрывные ярлыки на отпущенный товар, в противном случае данные о продаже окажутся неполными, не будут соответствовать фактическому спросу покупателей.

Количество учитываемых признаков может быть расширено.

Цель изучения неудовлетворенного спроса  определить характер и количество тех товаров, которые население не может приобрести.

Неудовлетворенный спрос изучается с помощью системы индивидуальных заказов населения на отсутствующие товары, листков учета неудовлетворенного спроса, разовых опросов покупателей в торговом предприятии, покупательских конференций, выставок, выставок-продаж и других мероприятий.

Объективные результаты от проведения, например, покупательской конференции могут быть получены только в том случае, если в ней будет участвовать наибольшее количество покупателей. Достигнуть этого можно с помощью хорошо организованной и доходчивой информации покупателей о целях и задачах проводимого мероприятия, при активном участии в ней работников прилавка, и в первую очередь продавцов.




Опубликовано в: Управление в советской торговле