Прием заказов от населения

Советский рекламный плакатЭффективным средством изучения спроса покупателей служит прием заказов на отсутствующие в продаже товары. В каждом магазине, а в универмагах в каждой секции должны быть вывешены объявления о том, что принимаются заказы населения на временно отсутствующие в продаже товары, и о том, что о поступлении в магазин таких товаров покупателю будет сообщено по указанному им адресу или телефону.

Наряду с этим продавцы при отсутствии в продаже требуемых товаров должны предлагать покупателю оставить в книге заказов свой адрес, по которому ему сообщат о поступлении в магазин нужного ему товара. Выполнение заказов на отсутствующие в продаже товары  это не только средство изучения неудовлетворенного спроса, но и дополнительная форма обслуживания населения.

Журнал учета заказов покупателей можно вести по следующей примерной форме.

Продавцы, руководители секций, отделов, магазинов должны следить за своевременным исполнением заказов и правильным ведением журнала. Анализ записей в журналах заказов дает материал для изучения неудовлетворенного спроса покупателей, а также используется для своевременного пополнения магазина отсутствующими товарами.

Преимущество индивидуальных заказов состоит в том, что они кроме выявления неудовлетворенного спроса помогают покупателю приобрести необходимый товар.

Во многих магазинах для учета неудовлетворенного спроса практикуются массовые опросы покупателей, уходящих из магазина без покупки. Цель таких опросов  выяснить, сколько покупателей и по каким причинам ушло из магазина, не купив товар. Сравнение этих данных с общим количеством посетивших магазин даст представление о степени удовлетворения спроса покупателей, а выяснение причин отказа от покупки характеризует соответствие имеющегося в магазине ассортимента товаров покупательскому спросу.

Например, в течение трех дней секцию мужских костюмов посетило 660 человек, из них совершили покупки 380, ушло без покупки 280 человек. В этом случае степень удовлетворения спроса на костюмы составит:

Выявленные причины отказа от покупки костюмов можно сгруппировать по следующей форме.

Для учета неудовлетворенного спроса в магазинах используют также контрольные листки, заполняемые покупателями. Контрольный листок состоит из двух частей. На одной части покупатель указывает название и признаки отсутствующего товара, свои замечания и пожелания, вторая часть служит для сообщения мер, принимаемых работниками магазина (товароведом, директором магазина), по удовлетворению требования покупателя. Покупатель заполняет лицевую часть контрольного листка и опускает его в специальный ящик.

Образец контрольного листка приведен ниже.

Уважаемый покупатель!

Администрация магазина просит назвать товар, который Вы не смогли купить у нас.

1. Наименование товара.

2. Подробная характеристика нужного Вам товара (размер, рост, расцветка, модель, примерная цена и т. д.).

3. Почему не купили? Не оказалось в продаже, не подходит (по какой причине).

(нужное подчеркнуть).

4. Ваши замечания и пожелания.

При желании укажите вашу фамилию и адрес для направления Вам ответа о принятых мерах.

На обратной стороне (или отрывной части) контрольного листка сообщается о том, имеется ли требуемый товар на складе (если нет, то по какой причине), и одновременно дается справка о принятых мерах по завозу отсутствующего товара в магазин и сообщается покупателю (если он оставил свой адрес или телефон) о примерной дате поступления указанного товара в продажу.

Содержание контрольных листков может носить разнообразный характер. Опрос может охватывать группу товаров или только одно какое-либо изделие, выяснять отдельные вопросы, связанные с внешним оформлением товара, сроками его службы, намерением покупателя купить данный товар в будущем и т. д.

В ряде магазинов Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси и других крупных городов, где много приезжих и транзитных пассажиров, систематически изучается состав покупателей. При обслуживании продавец выясняет у покупателя, приезжий он или местный житель, и отмечает это на товарном чеке, а если чеки не выписываются, то делает у себя отметку в специальном блокноте. Учитывать количество иногородних покупателей и суммы сделанных ими покупок можно также и на контроле при выдаче покупок. Обобщение записей продавцов и подсчет оплаченных чеков даст представление об удельном весе иногороднего спроса и степени его удовлетворения. Эти данные потом используются при составлении заказов промышленности.

Цель изучения формирующегося спроса  выявить отношение покупателей к новым видам товаров, новым моделям, фасонам и т. д. и определить степень их соответствия спросу населения.




Опубликовано в: Управление в советской торговле