Изучение покупательского спроса

Советский рекламный плакатДля того чтобы наладить бесперебойную торговлю в соответствии со спросом населения, торговые работники должны организовать не только повседневное снабжение магазина товарами, но и обеспечить их поступление на будущий период в нужном ассортименте и необходимых количествах. Правильная организация этой работы возможна лишь при условии систематического изучения покупательского спроса.

Знание предъявляемого покупателями спроса и тенденций его изменения дает возможность предприятиям и организациям торговли правильно определить не только текущую потребность в товарах, но и составить обоснованные заказы промышленности на их производство и поставку в торговлю.

В тех магазинах, где изучение спроса населения не проводится или его работники не умеют делать правильных выводов из данных, характеризующих покупательский спрос, нередко образуются запасы неходовых или излишних товаров, возникают перебои в продаже достаточных товаров, ухудшается обслуживание покупателей, снижаются экономические показатели. Практика работы многих предприятий розничной торговли показала, что без знания спроса населения нельзя активно воздействовать на промышленность в деле расширения ассортимента и повышения качества товаров народного потребления, невозможно правильно сформировать ассортимент товаров в магазинах.

Покупательский спрос  это важная основа для развития производства товаров народного потребления. Изучение спроса помогает определить общее количество товаров, необходимых для продажи населению (объем спроса), и установить их ассортимент.

Изучение спроса на товары по видам, наименованиям, фасонам, моделям, размерам, расцветкам и другим качественным показателям возлагается на магазины и торговые организации. Основную работу по изучению спроса населения необходимо проводить в магазинах в процессе продажи товаров. Работники магазинов, особенно продавцы, постоянно встречаясь с покупателями, имеют возможность ежедневно учитывать спрос населения на товары. Поэтому каждый продавец должен принимать самое непосредственное и активное участие в изучении покупательского спроса. Постоянное наблюдение за спросом и сообщение результатов этих наблюдений руководителям секции  одна из основных обязанностей продавца.

Все предприятия розничной торговли обязаны систематически изучать спрос населения, но формы этого изучения различны.

Они зависят от величины предприятия, объема товарооборота, местных условий. Чем крупнее магазин, тем по более широкому кругу вопросов изучается спрос покупателей. Это особенно характерно для универсальных и крупных специализированных магазинов, располагающих наиболее квалифицированными кадрами работников. В этих магазинах, являющихся, как правило, опорными пунктами по изучению спроса, стремятся получить систематизированные данные о продаже товаров, о состоянии спроса по ассортиментным позициям для использования их при составлении заказов промышленности, для прогнозирования спроса на будущий период.

В мелких магазинах, не составляющих заказы на товары, изучение спроса проводится по более узкому кругу вопросов. В этих магазинах наблюдают за ходом продажи отдельных товаров и состоянием товарных запасов, ведут журнал учета спроса, что помогает обеспечить текущее снабжение магазина товарами.

При изучении покупательского спроса различают спрос реализованный, неудовлетворенный и формирующийся.

Под реализованным (удовлетворенным) спросом понимается такой спрос, который завершается покупкой того или иного товара. Чем больше продано какого-либо товара, тем выше был на него спрос. Лучшим источником изучения реализованного спроса служат данные о продаже товаров по видам, моделям, фасонам, размерам и другим показателям.

Неудовлетворенным спросом называется спрос, предъявляемый покупателями на товары, которые в данный момент отсутствуют в продаже. Учет неудовлетворенного спроса и меры, принимаемые работниками торговли для пополнения магазина отсутствующими товарами, имеют важное значение для улучшения обслуживания населения.

Под формирующимся спросом следует понимать спрос на новые или малоизвестные товары. Цель изучения формирующегося спроса  установить отношение к таким товарам покупателей, определить перспективы внедрения их в производство и поставки для продажи.

Изучение спроса населения в магазинах проводится на основе: учета продажи товаров  для определения количества и ассортимента проданных товаров; регистрации неудовлетворенного спроса  для выявления товаров, требующихся покупателям, по отсутствующих в продаже;

регистрации замечаний и пожеланий покупателей по качеству и оформлению товаров  для выявления эксплуатационных свойств и внешнего вида товаров и других требований покупателей; анализа товарных запасов  для определения насыщенности магазина различными товарами, выявления товаров, не пользующихся спросом или пользующихся повышенным спросом; обобщения материалов покупательских конференций, выставок, выставок-продаж, встреч за прилавком, расширенных продаж, массовых опросов покупателей.

Наряду с изучением спроса населения в магазинах должна проводиться работа по формированию и воспитанию вкуса покупателей, популяризации новых товаров.




Опубликовано в: Управление в советской торговле