О сайте

Советский рекламный плакатСоветская торговля  одна из ведущих отраслей народного хозяйства. Она играет важную роль в экономической жизни страны, в осуществлении социалистического принципа распределения по труду.

В период развернутого строительства коммунизма, когда большая часть материальных потребностей трудящихся удовлетворяется через сферу обращения, торговля является этапом, завершающим движение товара от производства к потребителю. Торговля связывает производство с личным потреблением, помогает обменивать созданные в промышленности и сельском хозяйстве товары на денежные доходы трудящихся.

Осуществляя планомерную связь между социалистическим производством и народным потреблением, между городом и деревней, между отраслями народного хозяйства и районами страны, торговля способствует развитию социалистического производства и повышению жизненного уровня советского народа.

Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют постоянную заботу об улучшении советской торговли как необходимом условии удовлетворения растущих потребностей народа. Развитие торговли находит свое выражение в росте товарооборота, улучшении качества и расширении ассортимента товаров народного потребления, строительстве и увеличении торговой сети, внедрении прогрессивных методов торговли, повышении культуры обслуживания. В решениях XXVI съезда КПСС предусмотрено увеличить в 11-й пятилетке розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли на 20  25%.

На начало 1979 г. в системе государственной торговли насчитывалось 98 424 непродовольственных магазина, при этом за 19761978 гг. их численность возросла на 1280 единиц.

Характерной особенностью советской торговли является быстрое возрастание розничного товарооборота и качественные изменения в его структуре. За годы десятой пятилетки розничный товарооборот возрос на 29 % и составил в 1980 г. 268,6 млрд. руб. При этом доля непродовольственных товаров в товарообороте возросла с 46,7 до 48,9%.

Постоянно расширяется продажа высококачественных и наиболее ценных продуктов питания. Более быстрыми темпами по сравнению с общим товарооборотом возрастает продажа непродовольственных товаров, а внутри этой группы товаров  предметов культурного и бытового назначения.

Быстрый рост товарооборота и улучшение его структуры являются свидетельством непрерывного повышения материального благосостояния советских людей, роста их духовного и культурного уровня, результатом постоянного внимания партии и правительства к вопросам увеличения выпуска, расширения ассортимента и улучшения качества товаров.

Главную роль в удовлетворении растущих потребностей населения играет розничная торговля, в которой в настоящее время занято свыше 5 млн. человек.

Одно из необходимых условий успешного развития советской торговли  обеспечение высокой культуры обслуживания населения.

Под культурой торговли следует понимать глубокую и всестороннюю заботу о покупателе, его интересах и удобствах.

Высокая культура торговли – это постоянное наличие в торговой сети товаров в широком ассортименте и высокого качества, применение прогрессивных форм обслуживания, обеспечивающих приобретение товаров с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами, предоставление покупателям дополнительных услуг, вежливое, внимательное и заботливое отношение работников прилавка к покупателям.

В Основных направлениях экономического и социального развития России на 1981- 1985 годы и на период до 1990 года предусмотрено «повысить уровень торгового обслуживания населения, всемерно развивать прогрессивные формы торговли. Совершенствовать продажу товаров по методу самообслуживания, предварительным заказам по месту работы и жительства, а также путем посылочной торговли.».