Типы промтоварных магазинов государственной торговли

Советский рекламный плакатПродажа товаров населению осуществляется через магазины, павильоны, киоски и другие предприятия торговли. Совокупность всех предприятий торговли представляет собой торговую сеть. Основу торговой сети составляют магазины. Через их сеть в городах реализуется свыше 95% всех товаров, поступающих в розничную торговлю.

На начало 1982 г. торговая сеть страны насчитывала 696,8 тыс. торговых единиц, в том числе 535,0 тыс. магазинов, из них в государственной торговле 225,4 тыс. магазинов.

Ежегодно торговая сеть страны возрастает за счет строительства новых предприятий торговли. Рост торговой сети сопровождается ее качественным улучшением  укрупнением магазинов, повышением их технического оснащения, ростом удельного веса специализированных и универсальных магазинов, внедрением прогрессивных форм обслуживания, развитием дополнительных услуг.

Основные типы магазинов по продаже промышленных товаров  специализированные и с универсальным ассортиментом товаров (универмаги). Специализация и универсализация торговой сети – одно из условий повышения качества торгового обслуживания населения, расширения ассортимента товаров, более глубокого изучения покупательского спроса.

Специализированными считаются магазины, торгующие какой-либо одной группой товаров или несколькими группами товаров, но в пределах так называемого потребительского комплекса.

К числу специализированных относятся магазины по продаже одежды, обуви, тканей, головных уборов и мехов, хозяйственных товаров, стройматериалов, электротоваров, галантереи, культтоваров, книг, цветов, автомобилей и др., а также товаров для детей, товаров для молодежи, товаров для женщин, товаров для мужчин, товаров для дома, товаров для спорта и туризма и др.

Среди специализированных магазинов есть группа узкоспециализированных магазинов, которые торгуют товарами, составляющими часть товарной группы. К ним, например, относятся магазины по продаже мужских костюмов, женских платьев, детской обуви, авторучек, игрушек, грампластинок, телевизоров, ювелирных изделий и часов, инструментов и др. В настоящее время специализированные магазины составляют больше половины от общего числа магазинов государственной торговли.

Товарная специализация магазинов в определенной мере связана с ростом производства и непрерывным расширением ассортимента товаров народного потребления и представляет собой одну из форм разделения труда в торговле. Она выражается в том, что деятельность специализированных магазинов ограничивается продажей отдельных групп товаров, но эти товары продаются в значительно более широком ассортименте, чем в неспециализированных магазинах. Этим обеспечивается более полное удовлетворение спроса населения. Чем шире ассортимент данной группы товаров, тем в большей степени должна развиваться специализация магазинов. Однако ограниченные размеры торговой площади большинства магазинов не позволяют беспредельно расширять ассортимент продаваемых товаров. Это неизбежно приводит к созданию узкоспециализированных магазинов, что характерно для крупных городов.

Особое место в торговой сети занимают универсальные магазины. Под универсальными понимаются магазины, продающие подавляющее большинство непродовольственных товаров, а все вновь открываемые  и продовольственных товаров. При этом в универмаге каждая группа товаров как минимум представлена самостоятельной секцией или рабочим местом.

В настоящее время в государственной торговле насчитывается около 706 универмагов. В общее число универсальных магазинов входит свыше 150 крупных, так называемых уставных (автономных) универмагов, среди которых встречаются особо крупные магазины, такие, как ГУМ и Детский мир в Москве с торговой площадью по 20 тыс. квадратных метров. В каждом из них работает свыше 8 тыс. человек. Годовой товарооборот в 1981 г. составил 1 млрд. 13 млн. руб.

Крупные универсальные магазины по сравнению с другими магазинами обладают наиболее высокими экономическими показателями, предоставляют покупателям наибольшее количество дополнительных услуг, широко применяют прогрессивные формы обслуживания покупателей, лучше используют средства для механизации тяжелых и трудоемких работ. Универсальные магазины позволяют населению экономить время, затрачиваемое на  приобретение  товаров.

Для универмагов характерно глубокое разделение труда.

В целом по стране товарооборот универмагов в городской промтоварной торговле составляет свыше 20%, а в крупных городах  более 40 %.

По характеру своей деятельности и району обслуживания универмаги разделяются на общегородские, охватывающие территорию всего города и районов, прилегающих к данному городу, универмаги, обслуживающие часть города, и универмаги районного значения.

Для вновь строящихся универсальных магазинов утверждены следующие размеры торговой площади в квадратных метрах: 1650 (650), 2150 (650), 3500 (1000), 4500 (1000), 6600 (1000), 8500 (1000), 11000 (1000), 15500 (1500), 22000 (2000) (в скобках указана площадь для продовольственных товаров).

В последние годы в новых жилых районах городов получают^ распространение торговые центры, представляющие собой комплекс предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В число торговых предприятий таких центров в зависимости от размера жилого района и численности его населения могут входить универсальный магазин, несколько специализированных непродовольственных магазинов и продовольственный магазин с универсальным ассортиментом товаров.

К неспециализированным относятся магазины, в ассортименте которых представлены товары из разных групп, не образующие специализированных секций или рабочих мест. Ассортимент товаров в таких магазинах значительно уже, чем в специализированных. Неспециализированные магазины, сочетающие продажу непродовольственных и продовольственных товаров, называются смешанными. В государственной торговле удельный вес смешанных магазинов составляет 1012%. Как правило, неспециализированные и смешанные магазины размещаются в населенных пунктах или районах с небольшой численностью населения.

Для торговли предметами, бывшими в употреблении или реализуемыми населением, созданы магазины случайных вещей, куда поступают товары со скупочных пунктов, а также комиссионные магазины, принимающие у населения различные предметы для продажи на комиссионных началах.

На долю мелкорозничной сети (павильонов, палаток, киосков, ларьков и др.) приходится примерно 25% общего количества торговых единиц и около 5 % розничного товарооборота страны.

Мелкорозничная сеть  более гибкая по территориальному приближению к населению, однако играет подчиненную роль, дополняя сеть магазинов. В настоящее время удельный вес ее в товарообороте снижается.

В отличие от магазинов мелкорозничные предприятия торговли имеют более узкий ассортимент товаров и предоставляют покупателям меньше удобств в обслуживании.




Опубликовано в: Правила торговли в СССР