Организационное построение советской торговли. Формы советской торговли

soviet_books2Советская торговля развивается в трех формах: государственной, кооперативной и колхозной.

Через государственную и кооперативную торговлю реализуется продукция социалистической промышленности и основная масса сельскохозяйственных продуктов. Эти формы торговли представляют собой организованный рынок, занимающий основное место в товарообороте страны. Развитие государственной и кооперативной торговли планируется и регулируется государством. На предприятиях государственной и кооперативной торговли товары продаются по установленным розничным ценам.

Государственная розничная торговля базируется на общенародной социалистической собственности и преобладает по сравнению с другими формами торговли. Она обслуживает главным образом население, проживающее в городах и промышленных центрах, а также специальные контин-генты (военнослужащих, моряков, жителей северных районов страны, рабочих и служащих отдельных предприятий и строек, расположенных вдали от городов и промышленных центров). На долю государственной торговли приходится около двух третей розничного товарооборота страны.

Кооперативная розничная торговля основана на кооперативной социалистической собственности и осуществляется системой потребительской кооперации. Она обслуживает преимущественно сельское население, а также жителей небольших городов и рабочих поселков. На ее долю приходится свыше 30% розничного товарооборота страны.

Государственная розничная торговля осуществляется: торговыми организациями системы Министерства торговли России; специализированными торговыми организациями других министерств и ведомств, которым предоставлено право розничной продажи некоторых товаров (министерств здравоохранения, культуры, Комитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и др.); торговыми организациями рабочего снабжения (УРСами и ОРСами) ведущих отраслей промышленности и транспорта.

В государственной розничной торговле основная роль принадлежит розничной сети Министерства торговли России. На ее долю приходится около половины розничного товарооборота страны.

Министерство торговли России, являясь союзно-республиканским министерством, обеспечивает управление торговлей на территории всей страны, однако не осуществляет непосредственного хозяйственного руководства розничной сетью.

Министерству торговли России подчинены министерства торговли союзных республик, которые руководят работой и контролируют деятельность всех торговых организаций, расположенных на территории своих республик, независимо от их ведомственной подчиненности, а также осуществляют непосредственное хозяйственное управление торговыми организациями республиканского подчинения. К таким республиканским организациям, имеющим свою розничную сеть, относятся: в РСФСР  Главкурортторг, Главювелирторг и Роспосылторг (посылочные базы), в УССР  Укркурорт-торг и Укрювелирторг и т. д.

Ведущее место среди торговых организаций министерств торговли союзных республик занимают местные торги, представляющие собой розничные торговые организации местного подчинения. Хозяйственное руководство торгами осуществляют управления торговли исполкомов краевых, областных (городских) Советов депутатов трудящихся, а в автономных и некоторых союзных республиках  министерства торговли.

В Москве и Московской области, Ленинграде и Киеве руководят торгами Главные управления торговли Мосгор-исполкома и Мособлисполкома, Ленгорисполкома и Киевского горисполкома.

Местные торги построены по административно-территориальному и товарно-отраслевому признакам.

По административно-территориальному признаку местные торги делятся на два вида:

городские торги (общегородские, районные), организующие торговлю в пределах города или его части;

областные торги, действующие в пределах области или нескольких районов.

По товарно-отраслевому признаку организуются следующие виды торгов:

смешанные (смешторги), торгующие продовольственными и непродовольственными товарами;

продовольственные  неспециализированные (продторги) и специализированные (хлебторги, плодоовощторги и др.);

промтоварные  неспециализированные (промторги) и специализированные (обувьторги, культторги и др.).

Из общего количества промтоварных торгов одна треть относится к специализированным и две трети  к неспециализированным, обслуживающим главным образом небольшие города, где отсутствуют условия для создания специализированных торговых организаций.

В крупных городах и промышленных центрах наиболее распространены специализированные торги.

Так, например, в Москве созданы городские специализированные продовольственные торги: Мосхлебторг, Мосмо-локо, Мосовощ, Мосмясорыбторг, Диетторг и торг Гастроном с универсальным ассортиментом товаров; промтоварные торги: Мосодежда, Мособувьторг, Мосгалантерей-торг, Москультторг, Мосспортторг, Мосмебельторг, Мос-хозторг, Мосэлектробытторг и Мосторг  торг универсальных магазинов.

В средних и некоторых крупных городах созданы торги, объединяющие несколько товарных групп – текстильшвейторги, спорткультторги, хозмебельторги и др.

Снабжение рабочих и служащих ряда ведущих отраслей промышленности, строительства и транспорта осуществляют специальные торговые организации  ОРСы, действующие на правах отделов производственных предприятий. ОРСы представляют собой хозрасчетные организации; возглавляют их обычно заместители директоров предприятий по рабочему снабжению. ОРСы снабжают рабочих и служащих предприятий продовольственными и промышленными товарами, организуют общественное питание, а в ряде случаев  производство продуктов питания и бытовое обслуживание. В настоящее время ОРСы есть на предприятиях металлургической, угольной, нефтяной, лесной, целлюлозно-бумажной, химической промышленности, строительства, железнодорожного и речного транспорта и др. Для руководства ОРСами в этих отраслях созданы специальные управления рабочего снабжения (ГлавУРСы и УРСы).

Для организации торгово-бытового обслуживания личного состава войсковых частей, военных учреждений, членов семей военнослужащих и лиц вольнонаемного состава Советской Армии в Министерстве обороны России создано Главное управление торговли (ГУТМО). Ему подчинены управления торговли при военных округах, в которые входят отделения, имеющие в своем составе магазины, предприятия общественного питания и бытового обслуживания (ателье, парикмахерские, фотографии, мастерские по ремонту и т. д.).

Торговое обслуживание работников морского транспорта в портах и на судах осуществляет Управление «Торгмортранс» Министерства морского флота России.

В отдельных министерствах и ведомствах создана специализированная розничная сеть для продажи отдельных товаров.

Так, Комитет Совета Министров России по делам издательств, полиграфии и книжной торговли в городах и рабочих поселках через сеть своих магазинов, объединенных в книготорги, осуществляет торговлю книгами, изопродук-цией, наглядными пособиями, канцелярскими и школьно-письменными принадлежностями.

Министерство связи России через разветвленную сеть киосков «Союзпечати» осуществляет продажу газет, журналов, открыток, знаков почтовой оплаты и другой печатной продукции.

В последние годы отдельные производственные объединения и предприятия ряда промышленных министерств (Минлегпрома, Минавтопрома, Министерства электронной промышленности, Министерства радиопромышленности, Министерства промышленности средств связи и др.) создали в городах фирменные специализированные магазины по продаже изделий собственного производства.

Свои специализированные магазины имеют и некоторые общественные организации и добровольные общества (Литературный фонд, Художественный фонд, добровольные общества охотников и др.).

Кооперативная розничная торговля осуществляется системой потребительской кооперации, которая представляет собой массовую общественно-хозяйственную организацию трудящихся, проживающих в сельской местности, небольших городах и рабочих поселках, объединенных на добровольных началах в потребительские общества с целью развития и совершенствования кооперативной торговли.

Главная задача потребительской кооперации  обеспечение колхозников, рабочих совхозов, сельской интеллигенции товарами народного потребления, а колхозов  некоторыми товарами производственного назначения (строительными материалами, инвентарем и др.); заготовка целого ряда сельскохозяйственных продуктов и сырья (овощей, фруктов, картофеля, меда, дикорастущих, пушнины, животноводческого сырья и т. д.), а также их промышленная переработка.

Кооперативные организации оказывают помощь колхозам и колхозникам в реализации излишков сельскохозяйственной продукции путем ее закупки в местах производства.

Потребительская кооперация имеет широкую сеть предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания,  промкомбинатов,  подсобных хозяйств  и  т.  п.

Первичное звено системы потребительской кооперации  потребительское общество, которое действует на основе хозяйственного расчета. В настоящее время в стране насчитывается свыше 16 тыс. потребительских обществ, объединяющих около 57 млн. членов-пайщиков.

Потребительские общества различаются по составу пайщиков и району деятельности на следующие виды: 1

сельские потребительские общества (сельпо), обслуживающие колхозников и других тружеников села и составляющие основную массу кооперативов (свыше 60%);

совхозрабкоопы, обслуживающие рабочих и служащих совхозов; городские потребительские общества (горпо), действующие в небольших городах;

рыболовецкие кооперативы, создаваемые в районах рыб ных промыслов;

рабочие потребительские общества (рабкоопы), обслуживающие население рабочих поселков;

районные потребительские общества (райпо), организуемые в районах с небольшой численностью сельского населения.

Потребительские общества, расположенные на территории одного административного района, объединяются в райиотребсоюз. В функции райпотребсоюзов входит снабжение потребительских обществ товарами, руководство и контроль за их торговой и заготовительной деятельностью, оказание помощи в работе.

В областях, краях и автономных республиках райпотреб-союзы и райпо объединяются в областные, краевые и республиканские потребсоюзы.

В каждой союзной республике есть республиканский союз потребительских обществ (в РСФСР  Роспотребсоюз, в УССР – Укоопспилка, в Грузинской ССР – Цекавшири и т. д.).

Руководит всей потребительской  кооперацией страны Центросоюз.




Опубликовано в: Правила торговли в СССР