Обязанности и права продавца по Основным правилам работы магазина

Советский рекламный плакатВ соответствии с Основными правилами работы магазина продавец обязан:

при обслуживании покупателей быть вежливым, выдержанным, предупредительным, не вступать в споры и пререкания, сохранять чувство собственного достоинства, не отвлекаться от исполнения своих прямых обязанностей; выполнять установленные плановые задания; постоянно повышать свою деловую квалификацию; строго соблюдать требования, установленные правилами поведения продавца; бережно хранить вверенные товарно-материальные ценности, не допускать порчи, поломок, боя товаров и тары, а также нарушения установленных сроков реализации товаров; обеспечивать постоянное наличие в продаже товаров, имеющихся в магазине, добиваться своевременного пополнения запасов товаров в течение рабочего дня; правильно и аккуратно выкладывать товары на оборудовании торгового зала;

обеспечить наличие четко оформленных ценников к образцам товаров; строго соблюдать установленные розничные цены, правила торговли, порядок отпуска товаров;

соблюдать правила эксплуатации инвентаря, оборудования и средств механизации, бережно к ним относиться.

В своей работе продавец должен руководствоваться Основными правилами работы магазина, приказами, распоряжениями и указаниями директора магазина, заведующего отделом (секцией).

Продавец несет установленную законом ответственность за нарушения правил торговли и цен, обмер, обвес и обсчет покупателей.

Продавец-консультант магазина самообслуживания объясняет покупателям порядок покупки товаров методом самообслуживания; помогает выбрать товары, давая пояснения покупателям о свойствах и качестве товаров, а также справки о расположении отделов и секций в магазине; подносит товар к узлу расчета, если покупателю сделать это самому затруднительно; информирует покупателей о дополнительных услугах, оказываемых магазином, а также помогает в предоставлении этих услуг; приглашает в торговый зал руководителя магазина (отдела, секции) по просьбе покупателя; выполняет другие возложенные на него функции.

Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений утверждены Государственным комитетом Совета Министров России по вопросам труда и заработной платы по согласованию с ВЦСПС.

В системе Министерства торговли России действуют Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом по Министерству торговли России от 10 июля 1973 г. № 131 по согласованию с ЦК профсоюза работников госторговли и потребкооперации.

Правила внутреннего трудового распорядка должны обеспечить укрепление дисциплины труда, правильную организацию и безопасные условия труда, полное и рациональное использование рабочего времени, повышение производительности труда.

Правилами внутреннего распорядка регламентируются порядок приема и увольнения рабочих и служащих, основные обязанности администрации, рабочих и служащих, рабочее время и его использование, меры поощрения и меры воздействия в случаях нарушения трудовой дисциплины. Типовые правила должны быть вывешены в торговых предприятиях и учреждениях на видном месте, для того чтобы рабочие и служащие могли с ними ознакомиться.

В соответствии с Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка в предприятиях розничной торговли должен соблюдаться следующий порядок.

При приеме на работу администрация торгового предприятия (торга) обязана потребовать от поступающего представления трудовой книжки, а если данное лицо поступает на работу впервые  справки домоуправления или сельского Совета о последнем занятии, предъявления паспорта в соответствии с законодательством о паспортах. Прием на работу без предъявления этих документов не допускается. Зачисление на работу оформляется приказом (распоряжением) по магазину (торгу).

При поступлении продавца на работу администрация магазина обязана разъяснить продавцу его нрава и обязанности, условия оплаты его труда, ознакомить с порядком работы, графиком выхода на работу, с правилами внутреннего трудового распорядка, правилами санитарного содержания магазина и противопожарной охраны, проинструктировать по технике безопасности.

Лицам, поступившим на работу впервые, выписывается трудовая книжка не позже чем через 5 дней после приема на работу.

Увольнение с работы оформляется приказом (распоряжением) по магазину (торгу).

При увольнении по собственному желанию продавцы обязаны предупредить об этом администрацию магазина за месяц. По истечении этого месячного срока администрация не вправе задерживать расчет и освобождение от работы увольняемого по собственному желанию. В день увольнения администрация магазина обязана выдать продавцу его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении и произвести с ним окончательный расчет. При этом причина увольнения должна быть указана в точном соответствии с формулировками действующего трудового законодательства и ссылкой на соответствующую статью (пункт).

По инициативе администрации продавца можно уволить с работы в случае:

1) ликвидации магазина, сокращения численности или штата работников магазина;

2) обнаружившегося несоответствия продавца занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации либо по состоянию здоровья, препятствующему выполнению данной работы;

3) систематического неисполнения без уважительных причин обязанностей, возложенных на продавца трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;

4) прогула без уважительных причин (в том числе и появления на работе в нетрезвом состоянии);

5) неявки на работу в течение четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (болезни), не считая отпуска по беременности и родам;

6) восстановления на работе лица, ранее выполнявшего эту работу.

Увольнять работника по указанным причинам можно лишь при согласии местного комитета профсоюза. При этом работнику, увольняемому по сокращению штата и несоответствию, независимо от предупреждения со стороны администрации об увольнении, выплачивается пособие в размере двухнедельного заработка.

В случае неправильного увольнения работника по действующему в настоящее время законодательству срок оплаты вынужденного прогула увеличен с 20 рабочих дней до трех месяцев.

Во время работы торгового предприятия администрация обязана:

организовать труд работников прилавка так, чтобы каждый из них работал по своей специальности и квалификации ;

создавать условия для культурного обслуживания покупателей, внедрения прогрессивных форм торговли, дополнительных услуг населению, обеспечивать условия для повышения эффективности труда и широкого распространения передового опыта по овладению смежными профессиями, механизировать тяжелые и трудоемкие работы, развивать социалистическое соревнование и движение за коммунистическое отношение к труду;

укреплять трудовую и производственную дисциплину;

соблюдать законы и правила по охране труда, придерживаться установленного распорядка рабочего дня, осуществлять мероприятия по технике безопасности и санитарному содержанию торгового предприятия;

выдавать заработную  плату  в установленные сроки;

обеспечивать систематическое повышение производственной и деловой квалификации работников прилавка;

принимать меры к улучшению жилищно-бытовых условий и культурного отдыха работников прилавка, внимательно относиться к их нуждам и запросам.

Во время работы продавцы обязаны:

работать честно и добросовестно, культурно и вежливо обслуживать покупателей, проявлять о них заботу;

соблюдать дисциплину труда; выполнять правила внутреннего распорядка и правила советской торговли; вовремя приходить на работу; соблюдать в точности и без всяких нарушений установленную продолжительность рабочего дня; использовать все рабочее время исключительно для производственной работы и служебных обязанностей, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;

беречь социалистическую собственность, сохранять доверенные государством товарно-материальные ценности;

полностью соблюдать требования техники безопасности, правила санитарного содержания магазина и противопожарной безопасности;

содержать в порядке и чистоте свое рабочее место, обеспечивать правильную выкладку товаров.

До начала работы каждый работник магазина обязан отметить свой приход на работу, а по окончании рабочего дня  уход в порядке, установленном в этом  магазине.

Администрация магазина должна обеспечить контроль за правильностью учета явки и ухода с работы. Около мест учета необходимо установить часы, правильно указывающие время.

За безупречную и долголетнюю работу, старательное и примерное выполнение своих обязанностей, проявленную инициативу и активное выполнение общественных обязанностей для работников установлены следующие меры поощрения: благодарность, награждение Почетной грамотой, денежная премия, занесение в книгу Почета и на доску Почета, присвоение звания лучшего по профессии, награждение ценным (памятным) подарком. Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия могут быть предусмотрены также и другие поощрения.

Работники поощряются руководителем предприятия совместно или по согласованию с местным комитетом профсоюза. Поощрения объявляются приказом или распоряжением и заносятся в трудовые книжки в соответствии с правилами их ведения.

Работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания (путевки в санатории и дома отдыха, улучшение жилищных условий и т. п.). Таким работникам предоставляется также преимущество при продвижении по работе.

За особые трудовые заслуги работники магазина могут быть представлены в вышестоящие органы к поощрению, к награждению почетными грамотами, нагрудными знаками, орденами и медалями, к присвоению почетных званий.

За несоблюдение трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка, правил советской торговли и другие нарушения администрация может подвергнуть работника магазина следующим дисциплинарным взысканиям: объявить замечание, выговор, строгий выговор, перевести на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или сместить на низшую должность на тот же срок, уволить с работы.

Администрация имеет право вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение товарищеского суда или общественной организации.

Администрация налагает взыскание за проступок не позже чем через месяц со дня его обнаружения. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка. За каждое нарушение трудовой дисциплины можно наложить только одно дисциплинарное взыскание. Взыскания объявляются в приказе или распоряжении и сообщаются работнику под расписку.

Если в течение года со дня наложения взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он рассматривается как не подвергнувшийся дисциплинарному взысканию.

Если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины и при этом проявил себя с положительной стороны, то руководитель предприятия может издать приказ о снятии наложенного взыскания, не ожидая истечения года.




Опубликовано в: Правила торговли в СССР