Правильная организация и обслуживание рабочих мест продавца

Советский рекламный плакатПроизводительность труда продавцов и культура обслуживания покупателей в значительной степени зависят от правильной организации и обслуживания их рабочих мест.

При устройстве и оборудовании рабочего места продавца необходимо соблюдать определенные условия. К ним относятся: оснащение современным оборудованием и инвентарем, наиболее рациональное размещение товаров и инвентаря на рабочем месте, правильный показ и выкладка товаров, современная информация покупателей о наличии товаров в продаже, обеспечение сохранности товаров, создание удобств в работе продавца, обеспечение необходимого санитарно-гигиенического режима.

Правильная организация рабочего места позволяет ликвидировать нерациональные затраты рабочего времени. Например, строгое соблюдение порядка в размещении приборов, инструментов и вспомогательных материалов позволяет избежать лишних движений, которые удлиняют рабочий процесс и приводят к быстрой утомляемости продавца.

При размещении товаров должны учитываться следующие требования:

на рабочем месте товары необходимо распределять по группам, видам и наименованиям. Новые товары или изде-

лия, требующие популяризации, следует размещать на наиболее видных местах;

каждому товару отводится постоянное место, это позволяет продавцу быстро его находить в процессе обслуживания или пополнять рабочие запасы при поступлении новых партий товаров; все, что берется левой рукой, следует располагать слева, правой  справа; на рабочем месте не должно быть ничего лишнего;

пользующиеся более частым спросом товары должны быть расположены ближе к продавцу; ко всем товарам, находящимся на рабочем месте, необходимо обеспечить свободный подход; товары и упаковочный материал должны быть максимально подготовлены к моменту открытия магазина.

Соблюдение этих условий в размещении товаров позволяет продавцу сократить время на обслуживание покупателя, помогает выработать наиболее четкие и рациональные движения, уменьшает затраты мускульной энергии, снижает утомляемость, повышает производительность труда.

Правильно оформленная витрина, наличие четких и крупных ценников и указателей в значительной мере освобождают продавца от необходимости отвечать на вопросы о ценах на товары, о наличии в продаже тех или иных изделий, позволяя ему больше уделять внимания непосредственному обслуживанию покупателей.

Большие требования должны предъявляться к размещению и выкладке товаров при продаже их методом самообслуживания. В торговом зале магазина необходимо обеспечивать наибольшую насыщенность товарами. На торговом оборудовании по возможности должна размещаться дневная норма реализации, для чего нужно максимально использовать емкость торгового оборудования. Товар необходимо выкладывать так, чтобы покупатель имел возможность свободно брать и осматривать его, т. е. процесс отбора товара ничем не должен быть затруднен.

Выкладывать товары на оборудовании в торговом зале следует, как правило, до открытия, после закрытия магазина или в часы наименьшего потока покупателей. При этом рекомендуется использовать как горизонтальный, так и вертикальный способ показа товаров.

При горизонтальном способе размещения каждой группе товаров отводится одна полка. При вертикальном способе горка делится на несколько частей по вертикали, и все полки каждой части сверху донизу заполняются одним товаром. Предпочтительнее вертикальный способ размещения товаров, так как он обеспечивает не только большую обозримость товара, но и придает более красивый вид торговому залу.

В целях максимального использования емкости оборудования и лучшего показа на нем товаров рекомендуется применять перфорированные щиты и стойки, позволяющие свободно перемещать полки в горках, стеллажах и шкафах, в зависимости от характера выложенных на них товаров. Это делает оборудование универсальным.

Важное значение в работе продавца имеет обслуживание его рабочего места. Бесперебойная работа торгового зала требует своевременной подготовки товаров к продаже, систематического, по мере необходимости, пополнения рабочего запаса товаров и упаковочных материалов, постоянного контроля за исправностью механизмов, оборудования и инвентаря, поддержания образцовой чистоты и порядка.

Обслуживание рабочих мест продавцов включает следующие операции: подготовительно-заключительные функции (подготовка товара к продаже, выкладка его на рабочем месте, подготовка упаковочных материалов, подсчет чеков и др.); транспортно-складские функции (доставка товара, инструментов и упаковочных материалов на рабочие места, вывоз мусора и тары, контрольно-бракеражные работы, маркировка товара и др.); наладочно-ремонтные работы (текущий ремонт и профилактическое обслуживание оборудования, подъемно-транспортных средств, кассовых аппаратов, рабочей мебели и др.);

хозяйственно-бытовые функции (поддержание чистоты и порядка на рабочих местах, обеспечение продавцов спецодеждой, наличие раздевалок, душевых и т. д.).

Очень важны для рациональной организации обслуживания рабочих мест правильно выбранные часы работы товарных складов. Наиболее целесообразно пополнять запасы товаров в торговых залах магазинов до открытия или после закрытия магазинов, в связи с чем склады должны либо раньше начинать свою работу, либо оканчивать ее позже.

При организации обслуживания рабочих мест большое внимание должно уделяться специальному оборудованию для перемещения товаров при завозе их в магазин и при доставке из подсобного помещения в торговый зал. Доставлять изделия от поставщиков в магазины рекомендуется на оборудовании, которое исключало бы излишние перевалки товаров. Например, готовое верхнее платье следует доставлять в закрытых автофургонах на кронштейнах.




Опубликовано в: Управление в советской торговле