Улучшения условий труда работников прилавка

Советский рекламный плакатВажное место в научной организации труда в магазине занимают вопросы улучшения условий труда работников прилавка. Под улучшением условий труда понимается создание благоприятных условий для повышения производительности труда и сохранения здоровья работников за счет механизации трудоемких и тяжелых работ, поддержание необходимого температурного режима и нормальной влажности воздуха, устранение излишнего шума, обеспечение нормального освещения, ликвидация сквозняков, очищение воздушной среды от пыли, улучшение санитарно-бытового обслуживания.

Известно, что в торговле преобладает ручной труд, а механизация трудовых процессов минимальна. Работникам прилавка в процессе торговли приходится многократно перемещать один и тот же товар  при доставке поставщиком в магазин, при получении его со склада или из подсобного помещения, размещении за прилавком, показе и отпуске покупателю и т. д. Все это связано с затратами физического труда, которые зависят от специализации магазина.

В непродовольственной торговле наиболее высок уровень затрат труда в магазинах хозяйственных товаров.

Руководители торговых предприятий обязаны принимать меры к максимальному облегчению труда продавцов и других работников магазинов. В первую очередь это достигается при комплексной механизации труда, так как физические затраты труда значительно снижаются там, где есть механизмы и приспособления для вертикального и горизонтального перемещения грузов  лифты, подъемники, тельферы, транспортеры, электрокары, тележки и т. д.

Длительная и чрезмерная физическая нагрузка может вызвать различные заболевания в организме, особенно у женщин и подростков. В связи с этим установлены максимальные нормы перемещения грузов женщинами и подростками. Например, при ручной переноске максимально допустимый вес груза установлен для подростков женского пола (1618 лет) 10 кг, для подростков мужского пола 16,4 кг, для женщин  15 кг.

Температура в торговом зале должна быть от 14 до 18 °С. Для поддержания постоянной температуры и ликвидации сквозняков в холодное время при входах в магазины должны устраиваться тамбуры и тепловые завесы. Лучшие условия труда обеспечиваются в магазинах, где есть вентиляция. Большие современные магазины строятся с установками для кондиционирования воздуха. За счет кондиционеров летом воздух охлаждается, а зимой подогревается, обеспечивая постоянную температуру в помещении.

Нормальное освещение рабочих мест  одно из необходимых условий обеспечения трудовой обстановки в магазине. При хорошем освещении повышается острота зрения, снижается утомляемость. Плохое освещение ведет к ослаблению зрения, повышению утомляемости, снижению производительности труда продавцов. Поэтому необходимо строго соблюдать установленные нормативы освещенности рабочих мест продавцов, кассиров, контролеров.

Определенную степень опасности для здоровья работников торговли представляет повышенная запыленность торговых и складских помещений, возникающая при обработке товаров, а также от пыли, заносимой в магазины покупателями. Предельно допустимая норма содержания пыли в воздухе устанавливается санитарными нормами (СН 245  63). Она характеризуется весовым содержанием ее в единице объема воздуха и выражается обычно в мг/м3. Превышение этих норм, кроме того, отрицательно действует на покупателей, снижает культуру обслуживания, приводит к порче товаров и т. д.

В промтоварных магазинах повышенное содержание пыли в воздухе наблюдается обычно в помещениях, где перемеривают и режут ткани, а также на рабочих местах продавцов, торгующих синтетическими моющими средствами и кальцинированной содой.

Повышенный шум в торговых и производственных помещениях приводит к быстрому переутомлению работников, способствует развитию у них различных заболеваний. Основные источники шума в магазинах  работа механизмов, шарканье ног и голоса покупателей, проходящий мимо магазина городской транспорт и т. д. Поэтому борьба с запыленностью и повышенным шумом в магазинах  важная и актуальная проблема обеспечения нормальных условий труда работников прилавка.




Опубликовано в: Управление в советской торговле