Правила обмена промышленных товаров

Советский рекламный плакатОбщие положения об обмене промышленных товаров, купленных в государственной и кооперативной розничной торговой сети, регулируются Типовыми правилами обмена, утвержденными приказом Министерства торговли России и Государственного комитета стандартов Совета Министров России от 1 февраля 1974 г. № 19/19. Эти Правила согласованы с союзными промышленными министерствами и обязательны как для розничной торговли, так и для предприятий различных отраслей промышленности, производящих товары народного потребления.

Порядок обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, определяется законодательством союзных республик в соответствии с Типовыми правилами и учетом местных условий и утверждаются Советами Министров или по их поручению министерствами торговли союзных республик.

Республиканские Правила обмена предусматривают одинаковые права покупателей, проживающих на территории разных союзных республик, и единый порядок обмена товаров, как производимых в данной республике, так и ввозимых. Установленный ими порядок обмена распространяется на отечественные и импортные товары, кроме уцененных, и на товары, приобретенные в комиссионных магазинах

Продавцы должны знать, что действующий в настоящее время порядок обмена и гарантийного ремонта промышленных товаров прежде всего направлен на защиту интересов покупателей и ограждает торговые предприятия от убытков, связанных с поставкой им недоброкачественных товаров. Эти Правила повышают ответственность розничных торговых предприятий за продажу товаров ненадлежащего качества и усиливают гарантии прав покупателей в отношениях с розничной торговлей.

Продавцам необходимо знать, что советским законодательством установлена уголовная ответственность за неоднократный или в крупных размерах выпуск в продажу заведомо недоброкачественных товаров. Например, согласно ст. 157 Уголовного кодекса РСФСР работники торговли несут уголовную ответственность в том случае, если некачественные товары прошли соответствующую инстанцию контроля (разбраковку) и были выпущены в продажу, независимо от того, были ли они проданы.

Под выпуском в продажу понимается указание соответствующего должностного лица о продаже товаров населению.

В розничной торговле к уголовной ответственности за выпуск в продажу недоброкачественных товаров могут привлекаться директора (заведующие) магазинами, заведующие отделами, секциями, складами, товароведы, бракеры.

Положением о поставках товаров народного потребления, утвержденным постановлением Совета Министров России от 9 апреля 1969 г. № 269, и рядом нормативных актов предусмотрена гражданско-правовая ответственность поставщиков за поставку недоброкачественных товаров. Она направлена на достижение основной цели  не допустить проникновения в розничную сеть некачественной продукции, обеспечить покупателей хорошими, качественными товарами. Хорошо зная этот порядок, продавец всегда может дать правильную консультацию покупателю по поводу обмена купленных в магазине товаров, содействуя тем самым общему повышению культуры торгового обслуживания.

При обнаружении неисправностей и дефектов в приобретенном в розничной торговой сети товаре, для которого установлен гарантийный срок службы, покупатель до истечения гарантийного срока, указанного в паспорте (гарантийном талоне), приложенном к товару, имеет право обменять его на новый в магазине по месту покупки, а если товар приобретен за пределами населенного пункта, в котором проживает покупатель,  то в специально выделенном для этого торговом предприятии государственной или кооперативной торговли.

Для разных товаров с гарантийными сроками Правилами установлен различный порядок обмена и рассмотрения претензий. В зависимости от этого все товары с гарантийными сроками пользования подразделяются на пять групп:

1. Телевизоры черно-белого изображения, радиоприемники, радиолы, комбинированные радиоустановки, магнитофоны, электрофоны и другие радиотовары подлежат замене при условии:

а) если мастерская, производящая гарантийное обслуживание, или предприятие-изготовитель не смогут в течение 10 дней после обращения покупателя устранить выявленные неисправности непосредственно по месту установки товара или в мастерской;

б) если после одного сложного ремонта, который не был связан с неисправностью вакуумных изделий (радиоламп,

кинескопов и др.), полупроводниковых приборов, конденсаторов и резисторов, требуется повторный ремонт той же сложности.

Примечание. В соответствии с разъяснением Госстандарта России, Министерства промышленности средств связи России и Министерства торговли России «сложным ремонтом» считается ремонт, при котором:

а) производится замена трансформаторов, настраиваемых контуров, фильтров; блоков радиоканала, УПЧИ, УПЧЗ, разверток, видео/детектора, А.ПЧГ, синхронизации, стабилизации, разрядников, питания, печатных плат (в сборе); селекторов каналов, клавишных переключателей, кнопочных систем, ламповых панелей; интегральных схем; блоков КСДВ, СДВ, УКВ, КПП, КПЕ, ЭПУ; переключателей тембра, диапазонов, рода работы, скоростей, входов; генераторов подмагничивания и стирания, реле, электромагнитной муфты, соленоида электромагнита, магнитных головок, электродвигателей, магнитных антенн, узлов тонвала, левого и правого узлов ЛПМ, монтажных жгутов, многоконтактных разъемов;

б) ликвидируются плохие контакты, отрывы и короткие замыкания, вызывающие периодическое ухудшение или пропадание звука или изображения; настройка или регулировка с помощью стационарной радиоизмерительной аппаратуры, в том числе и передвижных мастерских.

в) товары снова нуждаются в ремонте после двух ремонтов, при которых производилась замена или ремонт неисправных вакуумных изделий, конденсаторов, резисторов и полупроводниковых приборов.

При этом необходимо помнить, что замена предохранителей ремонтом аппарата не считается.

2. Пианино, рояли, велосипеды, стиральные машины, универсальные кухонные машины, швейные машины, кондиционеры и другие крупногабаритные изделия, а также электросчетчики подлежат обмену, если мастерская гарантийного ремонта или предприятие-изготовитель в течение 10 дней после обращения покупателя не смогут устранить выявленные недостатки, а также если после одного ремонта требуется повторный ремонт этих изделий.

3. Баяны, аккордеоны, гармони, кинокамеры, кинопроекторы, фотоаппараты, часы, пылесосы, полотеры, стабилизаторы напряжения, автотрансформаторы, электробритвы и другие электроприборы заменяются, если гарантийная мастерская или предприятие-изготовитель не смогут устранить недостатки в течение 7 дней после того, как к ним обратится покупатель, а также если после первого ремонта эти товары нуждаются в повторном ремонте.

При обнаружении неисправностей в часах в золотом корпусе заменяется только механизм часов. При этом на новый механизм выдается другой паспорт.

4. Мотоциклы, мотороллеры, мопеды, цветные телевизоры, видеомагнитофоны, видеоприставки, видеокамеры, бытовые холодильники, лодочные моторы подлежат замене, если гарантийная мастерская или предприятие-изготовитель не в состоянии привести эти изделия в технически исправное состояние в течение двух недель после получения от покупателя заявки о необходимости ремонта, а также если после двух сложных ремонтов эти изделия вновь нуждаются в ремонте.

Обмен легковых автомобилей производится в соответствии с Правилами продажи населению легковых автомобилей и мотоциклов с колясками. Этими Правилами предусмотрено, что купленный автомобиль или мотоцикл обменивается при обнаружении в них неисправностей и производственных дефектов только в период гарантийного срока.

Обмен может быть произведен только вследствие выхода автомобиля из строя из-за дефектов, допущенных заводом-изготовителем, если заменой отдельных деталей, узлов или агрегатов автомобиль невозможно привести в состояние, соответствующее техническим условиям.

Решение о замене автомобиля принимается экспертной комиссией, которая создается приказом по автомагазину. В состав комиссии входят представители завода-изготовителя (станции гарантийного обслуживания), автомагазина и незаинтересованной стороны. Экспертная комиссия в присутствии покупателя производит осмотр автомобиля, после чего в пятидневный срок со дня назначения дает заключение о необходимости обмена или ремонта. Решение комиссии может быть обжаловано владельцем автомобиля в вышестоящую торговую организацию с приложением к заявлению соответствующих документов.

Примечание. В соответствии с указанным выше разъяснением «сложным ремонтом» цветных телевизоров считается ремонт, при котором производится:

а) замена трансформаторов; плат видеодетектора, цветности, цветного кинескопа, ламповых панелей, селекторов каналов; отклоняющей системы; дросселей фильтра, центровки, регулятора частоты цвета, фазы; всех видов настраиваемых контуров, фильтров; блоков радиоканала, цветности, сведения, разверток, стабилизации, опознавания (смена блоков принимается во внимание только в том случае, если их замена была вызвана проведением сложного ремонта), клавишных переключателей и кнопочных систем; интегральных схем, монтажных жгутов, меогоконтактных разъемов;

б) устранение коротких замыканий, которые вызывают ухудшение или пропадание звука или изображения, плохих контактов и обрывов;

в) регулировка или настройка с применением стационарной радиоизмерительной аппаратуры, в том числе и передвижных мастерских.

Помимо перечисленных выше условий, дающих право на обмен цветных телевизоров, они могут обмениваться, если после одного сложного и трех других ремонтов, связанных с неисправностью вакуумных изделий, резисторов, конденсаторов, полупроводниковых приборов и др., или же после пяти ремонтов, вызванных неисправностью вакуумных изделий, резисторов, конденсаторов, полупроводниковых и др., телевизор вновь нуждается в ремонте.

Примечание. «Сложным» ремонтом бытовых холодильников считается замена холодильного агрегата, наружного и внутреннего шкафа, панели двери и смена теплоизоляции. Все остальные виды ремонтных работ, связанные с устранением выявленных в холодильниках дефектов в течение гарантийного срока эксплуатации, относятся к «простому» ремонту.

5. Мебель с дефектами подлежит обмену, если магазин не сумеет устранить выявленные недостатки в недельный срок после заявки покупателя.

При этом магазин должен обменять мебель на изделия того же артикула. Однако при согласии покупателя может быть произведена замена мебели изделиями других артикулов либо оформлен возврат уплаченной покупателем денежной суммы.

В случае» если возникает необходимость обмена отдельных предметов, входящих в гарнитур, магазин обязан заменить весь гарнитур. Замена отдельных предметов гарнитура может быть произведена только с согласия покупателя.

На основании заключения бюро товарных экспертиз и с согласия покупателя магазин может уценить недоброкачественную мебель с выплатой покупателю разницы в цене. Сумма уценки при этом относится за счет предприятия-изготовителя.




Опубликовано в: Правила торговли в СССР