Недоброкачественная импортная мебель, купленная в розничной торговой сети, обменивается в ином порядке.
Так, на территории РСФСР установлены следующие правила обмена импортной мебели:
1. Торговым предприятиям запрещено продавать импортную мебель в нераспакованном виде без проверки качества, количества и комплектности. Перед продажей мебель должна быть тщательно осмотрена, собрана, а все обнаруженные в ней дефекты подлежат устранению.
В случае продажи импортной мебели без проверки (в нераспакованном виде) при обнаружении в ней покупателем недокомплекта или дефектов стоимость досылки недостающих изделий и деталей, а также стоимость расходов по возврату недоброкачественных изделий относится за счет виновных лиц, которые отпустили товар без проверки.
2. При отпуске импортной мебели из магазина продавец должен убедить покупателя в полной исправности и комплектности прибретенного им товара и разъяснить ему, что претензии на механические повреждения изделий и наружные (не скрытые) дефекты после сдачи мебели покупателю торговой сетью не принимаются.
3. Проданные государственной и кооперативной розничной сетью изделия импортной мебели, на которую установлены гарантийные сроки пользования, в случае обнаружения в них скрытых дефектов производственного характера (т. е. таких дефектов, которые нельзя обнаружить при обычном осмотре в момент покупки) по требованию покупателя подлежат возврату, замене или уценке в соответствии с актами экспертизы в следующем порядке:
а) при обнаружении в период гарантийного срока в купленной мебели дефектов покупатель подает заявление в магазин по месту покупки. В 10-дневный срок магазин, продавший некачественную мебель, обязан по месту ее нахождения установить характер дефектов и по возможности их устранить. Если дефекты не будут устранены, магазин в тот же срок обязан провести экспертизу.
При продаже импортной мебели продавец обязан довести до сведения покупателя, что в случае обнаружения им дефектов в изделиях обращение к инофирмам-поставщикам запрещено;
б) в соответствии с актом экспертизы, которым установлена недоброкачественность импортной мебели, магазин обязан в двухнедельный срок после получения акта экспертизы принять ее от покупателя и заменить на доброкачественную мебель того же артикула, либо с его согласия заменить на мебель других артикулов, имеющихся в продаже, либо возвратить уплаченные деньги, либо выплатить сумму уценки, установленную актом экспертизы. При этом замена мебельного гарнитура производится полностью, а замена отдельных предметов гарнитура допускается лишь при согласии покупателя.
При уценке импортной мебели менее чем на 5% от розничной цены она не обменивается и возврату не подлежит. В этом случае покупателю выплачивается сумма уценки.
4. При выявлении скрытых дефектов в импортной мебели, приобретенной в магазинах другой области, края или АССР, покупатель подает заявление об этом по месту своего жительства в Управление торговли облкрайисполкома или Министерство торговли АССР, которые обязаны организовать проведение экспертизы товара у покупателя, его замену или приемку с возвратом уплаченных денег или выплату суммы уценки.
Примечание. С целью возмещения понесенных расходов магазин, удовлетворивший претензию покупателя, в 10-дневный срок направляет торговой организации, продавшей импортную мебель со скрытыми производственными дефектами, акт экспертизы и документы, подтверждающие расходы по удовлетворению претензии покупателя.
5. Все транспортные расходы, связанные с обменом недоброкачественной импортной мебели, в пределах населенного пункта, а в сельской местности в пределах района, в котором расположен магазин, покрывает магазин, который продал эту мебель.
6. Заявления по качеству импортной мебели со скрытыми производственными дефектами принимаются от покупателей в течение следующих сроков со дня покупки:
по мебели производства Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, Народной Республики Болгарии, Социалистической Федеративной Республики Югославии 12 месяцев.
Чехословацкой Социалистической Республики 9 месяцев.
Венгерской Народной Республики и Финляндии 8 месяцев.
Социалистической Республики Румынии и Арабской Республики Египет 6 месяцев.
Социалистической Республики Вьетнам 3 месяца
Отдельные спорные вопросы, связанные с претензиями покупателей к импортной мебели (пропуск покупателем срока предъявления претензии, связанный с болезнью, выездом с места жительства, командировкой и т. д.), должны разрешаться руководством торга.
Типовыми правилами обмена промышленных товаров предусмотрено, что изделия, перечисленные в п. п. 1 (кроме выхода из строя товаров, связанного с неисправностью вакуумных изделий, полупроводников, приборов, конденсаторов и резисторов), 2 и 3, обмениваются в течение 30 дней с момента их покупки, если в них выявлены недостатки, которые возникли не по вине покупателя и удостоверены справкой гарантийной мастерской. Этот обмен производится без соблюдения условий, указанных в этих пунктах.
Министерством торговли России и Государственным комитетом России по стандартам установлена следующая форма справки, выдаваемой мастерскими гарантийного ремонта покупателям при обнаружении ими дефектов в купленных товарах с гарантийными сроками службы, подлежащими замене.
Эта справка выписывается гарантийной мастерской в трех экземплярах, из которых два вручаются покупателю, а один остается в мастерской.
Все товары с гарантийными сроками службы, подлежащие замене в связи с выявленными дефектами, по желанию покупателя могут быть обменены на новые изделия той же марки (артикула), либо на такие же изделия другой марки с соответствующим перерасчетом их стоимости, либо с возмещением уплаченной им денежной суммы. Расчет в этих случаях производится исходя из денежной суммы, уплаченной покупателем при покупке товара.
Если покупатель приобрел товар в кредит, то ему возмещается сумма в размере погашенного кредита к моменту возврата товара.
Правилами обмена промышленных товаров, установленными Министерством торговли РСФСР, магазин обязан также возвратить покупателю и сумму, взысканную с него за предоставление кредита.
Правилами обмена, действующими на территории РСФСР, магазинам запрещено удерживать при выплате покупателям стоимости возвращенного ими изделия, оказавшегося недоброкачественным из-за производственных дефектов, часть суммы, соответствующей потере качества товара во время нахождения его у покупателя, в том числе и по вине самого покупателя.
Если в магазине нет товаров, необходимых для обмена недоброкачественных изделий, а покупатель отказывается от получения денежной суммы, то магазин обязан принять такой товар с выдачей ему соответствующей квитанции (сохранной расписки). При первом поступлении аналогичного товара магазин обязан известить об этом покупателя, а если последний отказывается получить его взамен недоброкачественного, ему возвращаются деньги.
Недоброкачественные товары с гарантийными сроками пользования магазин обязан обменивать немедленно, переносить срок обмена можно только с согласия покупателя. При обмене недоброкачественного товара покупатель должен представить паспорт (гарантийный талон) на купленное изделие и два экземпляра справки гарантийной мастерской.
Примечание. Указанные документы магазин, обменявший некачественный товар, направляет заводу-изготовителю, а один экземпляр справки гарантийной мастерской оставляет у себя.
Начало гарантийного срока пользования товаром исчисляется со дня его покупки в розничном торговом предприятии. Если товар заменялся, то гарантийный срок исчисляется со дня обмена. Из гарантийного срока исключается время нахождения изделия в ремонте.
Если изделие с гарантийным сроком пользования по каким-либо причинам не может быть отремонтировано в данной местности, то основанием для обмена недоброкачественных товаров служит заключение эксперта бюро товарных экспертиз. При этом магазин по заявлению покупателя обязан вызвать эксперта в пятидневный срок.
Магазины и мастерские гарантийного ремонта осуществляют бесплатную доставку крупногабаритных изделий (весом свыше 10 кг), подлежащих ремонту или обмену в пределах населенного пункта, а в сельской местности района, в котором проживает покупатель. Если такой товар доставил сам покупатель, то ему возмещаются произведенные расходы по установленным на месте тарифам.
Не подлежат обмену и гарантийному ремонту изделия с гарантийным сроком пользования, в которых возникли дефекты из-за нарушения покупателем правил пользования изделием или его хранения.
Если между покупателем и гарантийной мастерской возникли разногласия о причинах происхождения дефектов в купленной вещи, то окончательное заключение по этим причинам дает бюро товарных экспертиз (по легковым автомобилям решение экспертной комиссии). Вызов эксперта осуществляет гарантийная мастерская, а расходы по экспертизе несет виновная сторона.