К этой группе товаров относят велосипеды, мотовелосипеды, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, принадлежности для мотовелоспорта.
Велосипеды. Основными параметрами, определяющими эксплуатационные свойства и назначение велосипедов, являются: база велосипеда (расстояние между осями колес), размеры и типы шин, фасон руля, тип задней втулки, вес велосипеда и др.
По назначению велосипеды подразделяют на дорожные, в том числе складные (мужские, женские и подростковые), легкодорожные (задняя втулка бестормозная, меньший вес и более короткая база), спортивные велосипеды (шоссейные и трековые).
Мотовелосипеды велосипеды, имеющие усиленную ходовую часть, более широкие шины; оснащены двигателем мощностью 1,2 л. с.
Мотоциклы по назначению делят на дорожные, спортивные и специальные. В зависимости от рабочего объема цилиндра и мощности дорожные мотоциклы классифицируют на машины легкого типа одноцилиндровые, мощностью 7 10 л. с. (М-105 и «Восход»); среднего типа одно-, двухцилиндровые, мощностью до 18 л. с. («ИЖ-Юпи-тер», «ИЖ-Планета» и др.) и тяжелого типа двухцилиндровые, мощностью 26 28 л. с. («Днепр», «Урал» и др.). Мотоциклы тяжелого типа и некоторые модели среднего типа выпускают с коляской.
Мотороллеры отличаются от мотоциклов видом, конструкцией, имеют меньшую скорость и больший вес по сравнению с мотоциклами, оснащенными двигателями аналогичной мощности. Колеса мотороллера по размеру меньше, а шины шире, чем у мотоциклов. Выпускают модели «Вятка», «Турист», «Турис», «Электрон».
Мопеды легкие педальные мотоциклы с закрытым корпусом и одноцилиндровыми двигателями небольшой мощности. Выпускают мопеды марок «Рига», «Верховина», «Тисса», «Автоматик».
Основные требования к качеству веломототоваров
При приемке поступившей партии велосипедов и мотоциклов проверяют их компактность, наличие принадлежностей и инструментов, указанных в паспорте.
Колеса машин должны иметь легкий и плавный ход, вращаться на осях свободно, без люфта, тормоза обеспечивать плавное надежное торможение и возвращаться в исходное положение (ручное). В велосипедах с переменной передачей скоростей механизм должен работать безотказно, втулка заднего колеса при свободном ходе не должна заедать и пробуксовывать. Двигатели машин должны запускаться легко (не более трех нажатий на рычаг пускового механизма) и работать бесперебойно на всех режимах, а также при закрытом дросселе на малых оборотах холостого хода. Педаль пускового механизма должна обеспечивать прокручивание двигателя от каждого нажатия. При нормальной езде двигатель и тормозные барабаны не должны перегреваться.
Необходимо, чтобы поверхность деталей машин была стойкой против действия атмосферных осадков, масла и бензина; на ней не должно быть трещин, отслоений, потеков краски.