Устанавливаемые на товары цены

Советский рекламный плакатВсе товары народного потребления, поступающие на предприятия государственной и кооперативной торговли для продажи населению, имеют установленные в плановом порядке цены.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В основе цены заложены общественно необходимые затраты на производство товара, включающие стоимость сырья, вспомогательных материалов и топлива, заработную плату, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и др.

В зависимости от стадии движения товара цены подразделяются на закупочные, оптовые и розничные.

По закупочным ценам колхозы и совхозы продают свою продукцию государству (через заготовительные организации). По оптовым ценам продукция реализуется промышленными предприятиями и сбытовыми органами (например, оптовыми базами министерств торговли союзных республик) в розничную сеть. Продажа товаров населению производится по государственным розничным ценам. Колхозы и колхозники реализуют излишки своей товарной продукции на колхозных рынках по ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения.

При социализме закупочные, оптовые и розничные цены устанавливаются в плановом порядке и используются государством как одно из средств развития социалистической экономики.

Государственные розничные цены на важнейшие товары едины. При этом они подразделяются на общесоюзные и поясные.

Общесоюзные единые цены действуют на территории всего Советского Союза. Единые цены устанавливаются обычно на те товары, в цене которых транспортные расходы составляют небольшой удельный вес. К таким товарам относится большинство непродовольственных товаров: ткани, ковры, трикотажные изделия, кожаная и резиновая обувь, меха, мыло, швейные машины, фотоаппараты, радиоприемники, телевизоры, мотоциклы, велосипеды, электробытовые машины, часы, бумага, цемент, шифер и др.

По ряду товаров установлены поясные розничные цены. Поясные цены едины лишь для определенной территории (пояса) Советского Союза. Различие цен по поясам объясняется различным уровнем расходов по доставке товаров и различиями в условиях их производства. Поясные цены применяются в основном для продовольственных товаров, а также для некоторых непродовольственных товаров  мебели, оконного стекла, лесоматериалов.

Территория Советского Союза по ценам на большинство товаров делится на три пояса, по лесоматериалам  на семь поясов.

Наиболее низкие цены установлены в районах, отнесенных к первому поясу. К первому поясу относятся те районы, где требуются более низкие расходы на производство и транспортировку данного товара.

На товары народного потребления устанавливаются, как правило, постоянные цены, действующие на протяжении длительного периода. Однако на новые товары, по которым еще не утверждены технические условия или ГОСТы, устанавливаются временные цены на период действия временных технических условий (обычно от 6 до 12 месяцев). Кроме того, с 1963 г. на новые изделия пяти товарных групп (ткани, одежда, обувь, трикотаж и мебель), отличающиеся более высоким качеством, оригинальностью оформления или отделки и пользующиеся повышенным спросом у покупателей, утверждаются временные цены сроком до одного года (на такие товары к артикулу добавляется буква «Н»).

По истечении установленного срока эти товары продаются по постоянным ценам, которые утверждаются одновременно с временными. Временная цена включает сверх постоянной надбавку по возмещению дополнительных затрат для создания, освоения и расширения производства новых изделий, материального поощрения работников промышленности, а также для возмещения потерь от последующей уценки непроданных изделий при переходе к постоянным ценам.

Непродовольственные товары, утерявшие свое первоначальное качество вследствие длительного хранения или в силу других причин, а также товары устаревших фасонов и моделей продаются по сниженным розничным ценам. Размер уценки товаров устаревших фасонов и моделей определяет специальная комиссия, он обычно един для торговой сети данного города по каждому виду изделий. Уценка таких товаров производится за счет специального фонда уценки, устанавливаемого в размере 0,5 % розничного товарооборота магазина. Товары, потерявшие свое первоначальное качество от длительного хранения или по другим причинам, уценяет комиссия магазина, относя сумму уценки на результаты хозяйственной деятельности магазина. Уцененные товары продают в специально выделенных для этой цели магазинах или секциях магазинов.

Централизованное руководство в области розничных цен осуществляет Совет Министров России, который устанавливает порядок утверждения цен, решает вопросы изменения цен в целом и по группам товаров, утверждает закупочные цены на основные виды сырья и продуктов сельского хозяйства.

На важнейшие товары розничные и оптовые цены устанавливаются централизованно. В частности, Государственный комитет России по ценам утверждает прейскуранты розничных цен на ткани, кожаную и резиновую обувь, радиоприемники, телевизоры, фотоаппараты, электробытовые машины, часы, мыло и другие изделия, а также на импортные товары.

Советы Министров союзных республик утверждают цены на швейные изделия, валяную обувь, головные уборы, кровати, металлические изделия, галантерею, игрушки, мебель и многие другие товары, а также на пошив одежды, обуви и головных уборов.

На отдельные товары местного производства (галантерею, хозяйственные товары, головные уборы и др.) утверждение розничных цен возложено на Советы Министров автономных республик, областные (краевые) исполкомы и горисполкомы Советов народных депутатов.

Утвержденные в установленном порядке государственные розничные цены помещаются в особых сборниках  прейскурантах цен. Прейскуранты розничных цен играют важную роль в народном хозяйстве страны, и прежде всего в розничной торговле, где по этим ценам производится продажа товаров населению. Прейскуранты цен служат основой для расчетов за товары между торговыми организациями и поставщиками, для расчетов с бюджетом по налогу с оборота, для определения торговых скидок, классификации товарного ассортимента. С помощью прейскурантов осуществляется контроль за соблюдением установленных розничных цен в торговой сети.

По каждой товарной группе издается свой прейскурант. Например, имеются отдельные прейскуранты на хлопчатобумажные ткани и штучные изделия из них, шерстяные ткани и штучные изделия, женскую верхнюю одежду, белье, головные уборы, нитки и ниточные изделия, кожаную обувь, трикотажные изделия, меховые и овчинно-шубные изделия, музыкальные товары, обои и т. д.

На импортные товары издаются свои прейскуранты, которые снабжаются индексом, аналогичным соответствующей группе товаров отечественного производства с добавлением буквы «И». Например, прейскурант на мужскую одежду обозначен индексом 039, на мужскую импортную одежду  И-039.

Прейскуранты розничных цен на непродовольственные товары содержат несколько десятков тысяч наименований товаров. Во избежание излишней дробности цен в прейскуранты не включаются товары, отличающиеся от аналогичных малосущественными признаками.

В прейскурантах все товары классифицируются по группам, видам, наименованиям, а также по присвоенному каждому товару порядковому артикулу. В прейскурантах указывается не только цена, но и основные показатели, характеризующие их качество.

По непродовольственным товарам сложного ассортимента каждому изделию присваивается артикул (цифровое обозначение изделия), которому соответствуют определенные технические показатели, указываемые в прейскуранте и характеризующие его свойства, структуру, состав сырья и т. д. Например, в прейскурантах цен на хлопчатобумажные ткани указаны такие показатели, как ширина ткани и допускаемое отклонение ее, номер пряжи в основе и утке, вес 1 м2 в граммах, число нитей на 10 см по основе и по утку (плотность ткани), номер группы тканей по установленной классификации. В прейскуранте также указаны цены на мерный и весовой лоскут этих тканей в зависимости от размера лоскута.

В прейскуранте розничных цен на кожаную обувь артикулы построены по индексной системе. Виды обуви обычно обозначаются восемью-девятью знаками: шестью цифрами и двумя-тремя буквами. Первая цифра в артикуле обозначает обувь по родовому и возрастному делению потребителей ; вторая – вид обуви; третья и четвертая – разновидности обуви; пятая и шестая – метод крепления подошвы и материал, из которого она изготовлена; первая буква обозначает цвет верха обуви; вторая и третья буквы  вид товаров.

Например, артикул обуви 256021 СШ расшифровывается следующим образом: женские туфли летние (25) на среднем каблуке с открытыми или закрытыми носками, с открытыми пятками, со сквозной кожаной подкладкой (60) рантового или ранто-прошивного метода крепления, на кожаной подошве (21) из светлого шевро (СШ).

Розничная цена в прейскуранте предусматривает определенное качество и сортность изделия. В торговые предприятия поступают товары разных сортов, допущенные к продаже населению. По большинству непродовольственных товаров в прейскурантах указывается лишь цена изделий 1-го сорта. В этом случае в прейскуранте предусматриваются скидки на товары более низких сортов, разрешенных к продаже. Эти скидки установлены в процентах с цены 1-го сорта. Размер скидки на пониженную сортность колеблется от 5 до 30%. Так, на швейные товары 2-го сорта устанавливается скидка в размере 5%, а 3-го сорта – 15% с цены 1-го сорта; на платки саржевые с бахромой 2-го сорта цена установлена на 5% ниже цены 1-го сорта, а 3-го сорта  на 10%.

Скидка на хлопчатобумажные ткани 2-го сорта в размере 2 % и на льняные ткани в размере 1 % до покупателей ввиду ее незначительности не доводится, а остается в распоряжении магазина. Ткани же 3-го сорта продаются населению на 10% ниже прейскурантных цен 1-го сорта.

При определении розничных цен на товары пониженных сортов, установлении цен на новые товары, а также при изменении действующих розничных цен нередко возникает необходимость в их округлении. Цены на товары народного потребления округляются в соответствии с Правилами, утвержденными 13 декабря 1960 г., в следующем порядке: при стоимости товара по розничным ценам до 5 руб. включительно цены округляют до полных копеек, при этом до 0,5 коп. отбрасывают, а с 0,5 коп. и выше округляют до копейки.

Пример. Стоимость товара до округления  1 р. 33,2 к., после округления – 1 р. 33 к.; до округления – 2 р. 12,5 к., после округления  2 р. 13 к.

При стоимости товара от 5 р. 0,1 к. до 10 руб. включительно цены округляют до 5 и 10 коп., при этом до 2,5 коп. отбрасывают, от 2,5 коп. до 7,5 коп. округляют до 5 коп., а от 7,5 коп. до 10 коп. округляют до 10 коп.

Пример. Стоимость товара до округления 8 р. 52,4 к., после округления  8 р. 50 к.

При стоимости товара свыше 10 руб. цены округляют до 10;коп., при этом до 5 коп. отбрасывают, а с 5 коп. и выше округляют до 10 коп.

Пример. Стоимость товара до округления 24 р. 55,3 к., после округления  24 р. 60 к.

Значительно сокращают время на расчеты по округлению цен при скидках за пониженную сортность специальные таблицы, которыми и следует пользоваться в торговой сети при изменении цен на товары.

На товары с поясными розничными ценами в прейскурантах показаны цены для каждого пояса и границы поясного деления с указанием, какие республики, края и области относятся к тому или иному поясу.

По ряду товаров сложного ассортимента (верхняя одежда, белье, обувь и др.) цена зависит от многих составных частей изделия, применяемых при его изготовлении. В прейскурантах на такие товары кроме основных цен указываются надбавки за сложность изготовления изделия (например, дополнительная отделка женского платья, не предусмотренная основной ценой), за применение деталей из более дорогого материала (например, более высокая группа подкладки в пальто, чем предусмотрено прейскурантом), за дополнительные детали (например, за двойную подошву обуви) и т. д. Конечная розничная цена изделия в этих случаях складывается из основной цены по прейскуранту и установленных надбавок, причем все слагаемые цены изделия должны указываться в товарном ярлыке и счете-фактуре.

При получении товара продавцы и материально ответственные лица обязаны сверить не только указанную в маркировке цену со счетом-фактурой или накладной, но и установить соответствие данного товара описанию в прейскуранте и указанной в нем цене, проверить правильность скидки, установленной за пониженную сортность, и обоснованность надбавок за отделку, сложность изготовления и дополнительные детали.

В прейскуранте розничных цен обязательно указываются условия поставки товаров поставщиками и торговые скидки с розничных цен, предоставляемые торгующим организациям.

Каждый продавец обязан научиться читать прейскуранты, хорошо разбираться в особенностях их построения. Это необходимо ему при приемке и продаже товаров для выявления качества продаваемых изделий, для проверки правильности указанных па маркировке цен, для информации покупателей об особенностях продаваемых товаров.




Опубликовано в: Управление в советской торговле