Самообслуживание и другие прогрессивные методы торговли

Советский рекламный плакатРешениями XXVI съезда КПСС намечена широкая программа дальнейшего развития торговли в нашей стране. Одна из важнейших задач, стоящих перед торговлей в одиннадцатой пятилетке,  повышение культуры торгового обслуживания. Задача дальнейшего повышения уровня обслуживания населения и сокращения времени, затрачиваемого покупателями на приобретение товаров, может быть успешно решена лишь при условии широкого внедрения прогрессивных методов продажи товаров, и в первую очередь самообслуживания.

О необходимости широкого внедрения самообслуживания и других прогрессивных методов торговли говорится в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров России от 7 января 1972 г. «О некоторых мерах по улучшению торговли и ее технической оснащенности» и от 5 июля 1977 г. «О мерах по дальнейшему развитию торговли».

При прогрессивных методах торговли население получает максимум удобств, сокращается время на приобретение товаров покупателями, повышается производительность труда работников торговли, улучшаются экономические показатели работы торговых предприятий, увеличивается их пропускная способность.

В соответствии с циркулярным письмом Министерства торговли России от 10 февраля 1975 г. № 020-75 к прогрессивным методам продажи непродовольственных товаров относятся следующие: методом самообслуживания; с открытой выкладкой; по образцам; через автоматы.

Наиболее удобна для покупателей и экономически выгодна для общества продажа товаров методом самообслуживания. Удельный вес товаров, реализуемых методом самообслуживания, в 1980 г. составил более 55% в общем товарообороте, в том числе по непродовольственным товарам 64,2%.

В отличие от обычной продажи товаров через прилавок при самообслуживании покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенным в магазине на пристенном и островном торговом оборудовании, самостоятельно их отбирают в корзины или тележки и расплачиваются за них в специальных узлах расчета при выходе из магазина или через кассы, расположенные непосредственно в торговом зале.

При самообслуживании продавцы должны оказывать помощь покупателям в выборе товаров, давать консультации о правилах пользования ими, показывать товар в действии.

В отличие от традиционной торговли при продаже товаров по методу самообслуживания отпадает целый ряд операций, изменяются функции продавца. Обязанности, связанные с предложением и показом товаров, заменяются консультацией и оказанием помощи в их выборе. Они становятся основными в работе продавца. Неизменными остаются функции персонала магазина, связанные с выполнением подготовительных и вспомогательных операций (приемка товаров, их складирование, хранение, подготовка к продаже и т. п.). В основном за работниками магазина самообслуживания сохраняются следующие основные обязанности по обслуживанию покупателей: информация и консультации; кассовые расчеты; подготовка товаров к продаже и выкладке в торговом зале; контроль за сохранностью товаров, находящихся в торговом зале.

В связи с тем что в магазине самообслуживания все покупатели могут одновременно осматривать и отбирать товары независимо от наличия продавцов, время, затрачиваемое ими на покупку товаров, в среднем сокращается на 30  40% по  сравнению  с  обычным  методом  продажи.

Информация покупателей о размещении товаров и товарных отделов в магазинах самообслуживания обеспечивается за счет «немой справки», а также строго определенной системы размещения товаров. «Немая справка» в магазине самообслуживания при правильной ее организации создает значительные удобства для покупателей и облегчает труд продавцов.

Указатели, расположенные при входе в магазин, должны информировать покупателя о том, где находится нужный ему товар или бюро услуг (справочное бюро).

Другая группа указателей располагается непосредственно в секциях. Их назначение  информация покупателей о расположении изделий соответственно их размеру, росту и т. д.

Третья группа указателей характеризует индивидуальные свойства товара, способ его применения, содержит различные справочные данные. Это значительно облегчает выбор товара. Например, таблицы соответствия чулочно-носочных изделий размеру обуви и размеров детской одежды  возрасту ребенка дают возможность покупателю быстрее выбрать нужный ему товар.

В крупных магазинах самообслуживания места, выделяемые для расчетов за покупку, должны оформляться специальными указателями со световым табло «касса».

По методу самообслуживания могут продаваться ткани, одежда, обувь, трикотаж, галантерейные, чулочно-носочные, парфюмерно-косметические, хозяйственные, школьно-письменные и канцелярские товары, печатные изделия, игрушки, музыкальные инструменты, спортивные товары, изделия хозяйственного и бытового назначения, фото-кинопринадлежности, грампластинки, химико-москательные товары, мыло и моющие средства, стеклянные товары, металлические хозяйственные товары, осветительная электроарматура, провода, шнуры и некоторые другие товары.

Самообслуживание может сочетаться с другими методами продажи  открытой выкладкой и продажей товаров по образцам.

Установлено, что при продаже товаров по методу самообслуживания требуется меньше продавцов, чем при традиционной торговле через прилавок, ускоряется процесс торгового обслуживания, увеличивается пропускная способность магазинов, в результате чего уменьшается потребность в торговых помещениях и, следовательно, в средствах на их строительство.

При самообслуживании большое значение приобретают кассовые расчеты с покупателями. Получили распространение два способа расчета  централизованный и децентрализованный.

При централизованном способе расчет с покупателем за товары, выбранные им в различных секциях (отделах, комплексах), производится в едином расчетном узле магазина.

При децентрализованном способе покупатели рассчитываются за товары или в расчетных узлах каждой секции (отдела, комплекса), или на месте, у ближайшего кассового аппарата, расположенного около отдельной группы товаров.

Если товар оплачивается в расчетном узле, расчет производит контролер-кассир, если непосредственно в торговом зале  продавцы-консультанты.




Опубликовано в: Правила торговли в СССР