Продажа электробытовых товаров

Советский рекламный плакатПродажа населению электробытовых товаров осуществляется специализированными магазинами, специализированными секциями универмагов и посудохозяйственных магазинов государственной и кооперативной торговли. Электролампы осветительные, выключатели, розетки и другие товары могут продаваться в продовольственных магазинах типа «Универсам», а также в магазинах «Товары повседневного спроса» потребительской кооперации.

Через магазины продаются следующие электробытовые товары:

бытовые холодильники;

машины и приборы для механизации бытовых работ (стиральные машины, пылесосы, полотеры, швейные машины, кухонные комбайны, электрокофемолки и др.);

бытовые приборы для очистки, увлажнения и кондиционирования воздуха в помещениях (вентиляторы, увлажнители, кондиционеры и др.);

проводниковые и установочные изделия (провода, электрический шнур, патроны, розетки, выключатели и др.);

электроосветительные приборы (лампы накаливания, плафоны, бра, люстры, лампы настольные, торшеры);

электронагревательные приборы (утюги, электроплитки, кипятильники, рефлекторы, камины и др.);

прочие электротовары (изоляционные материалы, элементы и батарейки, трансформаторы, электросчетчики, электроинструменты и др.).

При продаже электротоваров необходимо широко применять прогрессивные методы торговли: самообслуживание, по образцам, с открытой выкладкой, по предварительным заказам. Крупногабаритные товары (холодильники, стиральные и швейные машины) должны доставляться покупателям на дом.

Магазины по продаже электробытовых товаров должны быть специально приспособлены для продажи этих товаров, оснащены приборами и приспособлениями для проверки качества и показа изделий в действии, иметь соответствующее оборудование и инвентарь, а также помещение для мастерской по мелкому ремонту и сборке некоторых изделий (например, люстр, доставляемых в магазин в разобранном виде).

Перед продажей электробытовых товаров магазин (секция) проверяет исправность отдельных деталей и механизмов изделий, их комплектность, собирает и испытывает изделия в действии, устраняет мелкие неисправности и дефекты, не требующие ремонта в заводских условиях или в гарантийной мастерской.

На видном месте в магазине (секции) для покупателей вывешиваются объявления о поступивших в продажу новых товарах, указываются их назначение, технические данные и цены, а также адреса гарантийных мастерских и оказываемые покупателям дополнительные услуги.

Работники магазина, принимая электробытовые товары от поставщиков, должны убедиться, что они соответствуют требованиям соответствующих стандартов (ГОСТов) и технических условий (ТУ).

Запрещается принимать изделия, имеющие нечеткую маркировку данных,  предусмотренных ГОСТами и  ТУ.

Количественная и качественная приемка электробытовых товаров, проверка их комплектности, маркировки, правильности и обоснования цен, актирование недостач, пересортицы, брака и порчи товаров, их уценка, а также составление и предъявление претензий поставщикам производятся в порядке и сроки, предусмотренные Положением о поставках товаров народного потребления. Особыми условиями поставки, Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, соответствующими стандартами и техническими условиями.

Качественную проверку электробытовых товаров производят органолептически или с помощью специальных приборов и приспособлений. Одновременно с проверкой качества изделий проверяется их комплектность, наличие при них инструкции о правилах пользования, паспортов и технических талонов.

Помещения, в которых хранятся электробытовые товары, должны быть изолированы от мест хранения кислот и щелочей, которые оказывают на них вредное влияние. Температура и влажность воздуха в помещениях должны соответствовать требованиям соответствующих стандартов и технических условий.

Каждая группа товаров в складском или подсобном помещении магазина должна храниться отдельно.

Холодильники, стиральные и швейные машины, торшеры и другие громоздкие электробытовые изделия необходимо хранить на подтоварниках и в строго вертикальном положении.

Пылесосы, полотеры и другие аналогичные им по размерам товары хранят в заводских картонных коробках рядами на подтоварниках. Кабельные изделия (провод, шнур и др.) в бухтах, обернутых в бумагу, также укладывают рядами на подтоварниках или стеллажах с высотой укладки до 120 см.

Электролампы,   арматурное   стекло,   электронагревательные приборы хранят в заводской упаковке и укладывают в полочные или клеточные стеллажи.

Настольные лампы, бра, ночники, абажуры и другие бытовые светильники в картонных коробках или обернутыми в бумагу ставят рядами на стеллажи. Стойки от торшеров хранят в вертикальном положении.

На стеллажах и подтоварниках более тяжелые изделия укладывают в нижних рядах или на нижних полках, товары частого спроса для удобства отбора размещают ближе к торговому залу.

Перед подачей в торговый зал электробытовые товары должны пройти соответствующую подготовку. Она заключается в распаковке, проверке маркировки, наличия инструкций по эксплуатации, гарантийных талонов и паспортов, сборке, группировке по наименованиям, напряжению, мощности, назначению, емкости, размерам и другим потребительским признакам. После выполнения этих операций необходимо снять с изделий заводскую смазку, удалить пыль, устранить мелкие дефекты, не требующие направления изделий в гарантийные мастерские, проверить комплектность.

Укомплектованные и собранные изделия проверяют в действии, подключая их к электросети.

Магазин не имеет права продавать изделия недоброкачественные, загрязненные, без паспортов, технических талонов и инструкций о правилах эксплуатации.

Выставленные в торговом зале образцы изделий должны быть снабжены четко оформленными ярлыками с указанием наименования товара, марки, артикула и цены. Образцы технически сложных товаров снабжаются аннотациями, содержащими основные технические данные.

Для проверки электробытовых товаров в присутствии покупателей, а также отпуска их в торговом зале магазина устанавливаются электроизмерительные и испытательные приборы  щитки, пульты, трансформаторы, шнуры с вилкой, патроны, лампочки. В магазине должны быть также шесты для подвешивания и снятия электроизмерительной арматуры и абажуров, катушки для хранения рабочего запаса, электроаппаратура, кусачки для резки электрошнура и другое оборудование и инвентарь.

В торговом зале магазина электробытовые товары размещают по группам с учетом их размера и назначения.

Установочные изделия (батарейки, патроны, выключатели и другие мелкие товары) выкладывают в наприлавочных кассетах, открыто на прилавках, в корзинах в торговом зале, на пристенных и островных горках. Образцы электроламп размещают на настенных пультах отдельно по величине напряжения 127 и 220 В с указанием мощности в ваттах. Люстры, абажуры и бра подвешивают на потолке или на штангах. Плафоны, электронагревательные приборы, вентиляторы, счетчики, трансформаторы, рефлекторы и другие аналогичные им товары размещают на пристенных и островных горках. Пылесосы, полотеры, стиральные и ножные швейные машины, холодильники устанавливают на подставках  постаментах или специальных тележках.

Продавцы электробытовых товаров должны хорошо знать устройство, отличительные признаки, назначение, свойства, Правила эксплуатации продаваемых изделий, а также методы их испытания, способы ухода, режим хранения, определять основные дефекты, взаимозаменяемость соответствующих групп товаров, цены и другие сведения о товарах, давать покупателям квалифицированную консультацию  о  правилах  эксплуатации  и  ухода  за  изделиями.

Технически сложные товары и электроосветительную арматуру в присутствии покупателя проверяют путем подключения в электросеть.

При продаже отдельных электробытовых товаров продавец должен предложить покупателю сопутствующие товары и запасные части.

При отпуске товара покупателю необходимо проверить его качество путем внешнего осмотра, комплектность, наличие инструкций о правилах пользования, паспорта и технических талонов, точность меры или количества, правильность цены и стоимость покупки.

При продаже электробытовых товаров с гарантийными сроками пользования работники магазина обязаны указать в паспорте (гарантийном талоне) изделия дату и место продажи (№ магазина и его принадлежность), а в необходимых случаях  адрес гарантийной мастерской.

Проданные электробытовые товары в период гарантийного срока пользования обмениваются в порядке и в сроки, установленные Правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети.

Если неисправность в товаре возникла по вине покупателя вследствие неправильного пользования им, то такие товары гарантийному ремонту и обмену не подлежат.

По желанию покупателя крупногабаритные электробытовые товары (холодильники, стиральные машины и др.) могут быть отпущены в заводской деревянной упаковке с обязательной проверкой изделия в соответствии с настоящими Правилами. В этом случае с покупателя взыскивается стоимость упаковки, по цене, установленной поставщиком.

В случаях когда техническими условиями и Правилами пользования отдельными видами домашних холодильников не допускается их включение в электросеть самими покупателями, эту операцию на дому у покупателя производит механик магазина, продавшего холодильник, или по поручению магазина представитель гарантийной мастерской не позже недельного срока со дня покупки или обращения покупателя в мастерскую или магазин.

При приеме продавца электробытовых товаров на работу он должен под расписку ознакомиться с настоящими Правилами.

(Приказ Министерства торговли России от 8 ноября 1976 г. № 334)




Опубликовано в: Правила торговли в СССР