Организация труда в магазине. Научная организация труда

Советский рекламный плакатОсновные задачи научной организации труда (НОТ) в торговле  повышение качества торгового обслуживания населения, сбережение времени покупателей, затрачиваемого на приобретение товаров, обеспечение выполнения плана товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности, повышение эффективности труда торговых работников, максимальная экономия материальных и трудовых затрат.

Сбережение времени покупателей обеспечивается в первую очередь за счет вежливого и заботливого обслуживания их в магазинах, постоянного наличия в продаже широкого ассортимента товаров, непрерывного совершенствования процессов труда, рационального размещения торговой сети, применения новой техники и прогрессивных методов торговли, развития и полного использования материально-технической базы торговли. Важная роль в выполнении этих условий принадлежит работникам прилавка, и в первую очередь продавцам.

Под организацией труда в торговом предприятии понимается большой комплекс мероприятий, куда входят вопросы рационального разделения и кооперирования труда торговых работников, улучшение организации и обслуживания мест продавцов, кассиров и других работников, изучение и распространение передовых приемов и методов труда, создание благоприятных условий для труда и отдыха работников, развитие творческой инициативы работающих, подготовка и воспитание, кадров, повышение роли материальных и моральных стимулов к труду, развитие социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду. Над этими вопросами в первую очередь работают службы НОТ в предприятиях торговли.

Одним из эффективных средств улучшения обслуживания покупателей и сбережения их времени при покупке товаров, повышения производительности труда продавцов и сокращения товарных потерь в процессе реализации товаров является разделение труда работников прилавка. Разделение труда возможно в тех торговых предприятиях, где работает не менее двух человек.

Так, в палатке с двумя работниками один обслуживает покупателей, выполняя непосредственно функции продавца, другой выполняет обязанности заведующего, заказывает товары, принимает материальные ценности, ведет учет и отчетность и т. п.

В крупных и средних предприятиях торговли разделение труда имеет более разнообразные формы. Оно зависит от размера торгового предприятия и его материально-технической базы, объема и структуры товарооборота, численности работающих, применяемых форм обслуживания покупателей, наличия в штате персонала, занимающегося эксплуатацией здания и торгового оборудования и т. д.

В предприятиях торговли разделение труда среди работников прилавка осуществляется за счет специализации по продаже отдельных товаров, выделения работников для расчетов с покупателями и отпуска товаров, отделения функций обслуживания покупателей от вспомогательных операций по обслуживанию рабочих мест продавцов.

Практика работы торговых предприятий показывает, что, например, продавец, длительное время занятый продажей тканей, умеет отпускать их значительно быстрее и не допускает ошибок в отмеривании по сравнению с теми, кто не занимается этим постоянно. Продавец телевизоров и радиоприемников быстрее обслужит покупателя и даст ему более квалифицированную консультацию по правилам пользования этими товарами, чем любой другой продавец. Продавец готового платья с большим вкусом и умением подберет одежду покупателю, чем это сделает продавец, занимающийся продажей технически сложных товаров, и т. д. Кассир быстрее и без ошибок произведет расчет с покупателем за купленные им товары, чем это сделал бы продавец или другой работник прилавка, так же как работник, постоянно отпускающий покупки на контроле, выполнит эту операцию значительно быстрее, чем кассир или продавец.

Разделение труда на основную и вспомогательную работу предусматривает освобождение работников прилавка от ряда подготовительных процессов и операций по обслуживанию рабочего места. Примером такого разделения труда служит предварительная фасовка товаров с выделением должности фасовщика, отбор и подача товаров со складов на рабочие места продавцов отборщиками и подсобными рабочими, уборка тары и мусора и т. д. Прежде всего это необходимо делать в магазинах с напряженными и равномерными покупательскими потоками, где продавец в течение всего рабочего дня занят обслуживанием покупателей. Но при относительно небольших или неравномерных покупательских потоках, особенно в мелких магазинах, продавец в свободное от обслуживания покупателей время обязан выполнять и эти вспомогательные работы.

Не менее важное значение для повышения эффективности труда работников прилавка имеет совмещение профессий. Оно заключается в том, что работник помимо своей основной профессии осваивает и смежные специальности. Например, продавец должен освоить обязанности кассира и контролера и заменять этих работников во время их отсутствия, что обеспечит в необходимых случаях непрерывность обслуживания покупателей. Продавец также обязан уметь красиво и правильно выложить товар на своем рабочем месте и оформить витрину, заменяя при необходимости декоратора. Совмещение профессий должно происходить не в ущерб выполнению основной работы.

Разделение труда и совмещение профессий способствует не только повышению эффективности труда торговых работников, но и является важным средством повышения культуры обслуживания покупателей, экономии населением времени, затрачиваемого на приобретение товаров на предприятиях торговли.




Опубликовано в: Управление в советской торговле