Наставничество в торговле

Советский рекламный плакатВ торговле, как и в других отраслях народного хозяйства страны, получило широкое распространение наставничество, шефство передовых кадровых работников над молодыми с целью обучения их мастерству, передачи им своих знаний и жизненного опыта, привития любви к избранной профессии, воспитания высоких моральных качеств, присущих советскому человеку. Успех этого патриотического движения предопределен самой природой социалистического общества, где человек человеку  друг, товарищ и брат.

Наставничество  это массовое движение, направленное на подготовку достойной смены старшему поколению, метод воспитания, при котором лучшие работники коллектива передают молодежи трудовые, политические и идейно-нравственные принципы.

Наставничество, как метод воспитания молодежи  процесс многогранный, разнообразный по своим формам, методам и содержанию. Положительные результаты в этом деле зависят прежде всего от авторитета и личных качеств наставника, от правильно установленных им взаимоотношений с воспитанником.

Шефом  наставником молодого продавца может быть передовой, политически грамотный, высококвалифицированный старший продавец или руководитель секции, имеющий опыт воспитательной работы с молодежью.

Содержание и продолжительность наставничества определяются задачей воспитания квалифицированного, общественно-активного, честного и принципиального молодого продавца, который должен обладать необходимыми знаниями и профессиональной подготовкой, быть культурным и вежливым в обращении с покупателями и окружающими людьми, выполнять производственные задания, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка магазина, поддерживать общественный порядок вне стен торгового предприятия.

В. период шефства над молодыми работниками наставник:

- организует своевременное прохождение учениками и младшими продавцами теоретического и производственного обучения и сдачу экзаменов на квалификационный разряд, не допускает использования не по назначению своих воспитанников во время прохождения профессионального обучения;

- совместно с профсоюзной организацией магазина (отдела) следит за предоставлением своим подшефным льгот согласно трудовому законодательству;

- ходатайствует перед администрацией и общественными организациями магазина (отдела) о поощрении молодого продавца за достижение высоких показателей в работе, учебе и примерное поведение на работе и в быту;

- воспитывает своих подшефных на принципах коммунистической морали;

- совместно с профоргом и комсоргом секции (отдела) помогает молодому работнику преодолевать возникшие в работе трудности, воспитывает у него чувство ответственности за порученное дело;

- помогает ученику индивидуального бригадного обучения своевременно и наиболее полно овладеть своей специальностью и получить квалификацию младшего продавца;

- совместно с инструктором производственного обучения организует рабочее место подшефного молодого продавца, постоянно контролирует его работу и помогает в выполнении плановых заданий секции (отдела);

- оказывает помощь молодому продавцу в разработке и выполнении личных социалистических обязательств, способствует вовлечению своих подшефных в движение за коммунистическое отношение к труду;

- помогает своим подшефным в повышении уровня политических и научно-технических знаний в школах коммунистического труда и передового опыта, в изучении специальной литературы, ознакомлении с новым торговым оборудованием, прогрессивными формами торговли, дополнительным обслуживанием покупателей;

- помогает молодым работникам поступить в школы рабочей молодежи, средние и высшие торговые учебные заведения, следит за посещаемостью занятий и успехами в учебе;

- знакомит молодежь с историей и трудовыми традициями своего предприятия, его передовыми людьми, добившимися наибольших успехов в труде;

- совместно с комсомольской и профсоюзной организациями и работниками отдела кадров организует в торжественной обстановке получение своим подшефным трудовой книжки и первой зарплаты;

- помогает молодому продавцу (ученику) приобщаться к общественной жизни коллектива, оказывает ему помощь в выполнении общественных поручений, вместе с комсомольской организацией подготавливает своих подшефных к вступлению в ряды ВЛКСМ;

- организует посещение лекций, выставок, музеев, театров, кино, вовлекает молодежь в художественную самодеятельность и спортивные мероприятия, помогает правильно организовать отдых своих подшефных.

Наставник должен знать семью молодого работника, интересоваться его поведением в нерабочее время.

Воспитательную работу с молодежью нужно строить на личном примере: наставник обязан активно участвовать в соцсоревновании и движении за коммунистическое отношение к труду, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину, высокую культуру обслуживания покупателей, примерно вести себя в быту.

Вопрос о закреплении наставника за молодыми работниками решается на расширенном заседании профсоюзной организации магазина (отдела) и утверждается приказом директора торгового предприятия.

В предприятиях торговли наставничество должно проходить в условиях широкой гласности соревнования за звание «Лучший наставник».

Победителями социалистического соревнования среди шефов-наставников будут считаться те наставники, которые совместно с подшефными работниками обеспечат:

ежемесячное и равномерное выполнение планов товарооборота ;

высокую культуру обслуживания покупателей;

строгое соблюдение трудовой и производственной дисциплины, а также правил внутреннего трудового распорядка;

повышение профессионального и политического образования своих подшефных;

участие молодежи в соревновании за звание лучший молодой продавец магазина (отдела);

участие в соревновании за звание «Ударник коммунистического труда»;

активное участие молодежи в общественной жизни коллектива.

Итоги соревнования за звание «Лучший наставник» целесообразно подводить ежеквартально.

Шефам-наставникам, добившимся наилучших, результатов в соревновании как в своей производственной деятельности,. так и в подготовке молодого продавца, совместным решением совета наставников, профсоюзной и комсомольской организацией присваивается звание «Лучший наставник». Присваивать это звание следует в торжественной обстановке один раз в год – в годовщину выступления Владимира Ильича Ленина на III съезде РКСМ.

Наставники, получившие звание «Лучший наставник», награждаются почетными грамотами и памятными подарками. Фотографии лучших наставников помещаются на доске Почета, а их передовой опыт в подготовке молодежи необходимо распространить в коллективе. Совет наставников и общественные организации магазина (отдела) могут принять решение о занесении лучших наставников в книгу Почета магазина и ходатайствовать о представлении их к награждению значком «Отличник советской торговли».




Опубликовано в: Управление в советской торговле