Количественная и качественная приемка товаров

Советский рекламный плакатВсе товары народного потребления, поступающие в предприятия розничной торговли для продажи населению, проходят количественную и качественную приемку. Приемку по количеству осуществляют материально-ответственные лица, а по качеству  товароведы-бракеры или другие лица, хорошо знающие товар и правила его разбраковки.

Приемка товаров по количеству производится в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Государственного арбитража при Совете Министров России от 15 июня 1965 г. с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Госарбитража России от 23 декабря 1973 г. № 81, от 14 ноября 1974 г. № 98 и от 23 июля 1975 г. № 115.

Приемка товаров по качеству производится на основании Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Государственного арбитража при Совете Министров России от 25 апреля 1966 г. № II-7.

Этими инструкциями руководствуются во всех случаях, если не установлен иной порядок приемки товаров Особыми условиями поставки, ГОСТами, техническими условиями (ТУ) и договорами поставки.

Порядок количественной приемки зависит от способа доставки груза в  магазин и  состояния  упаковки  товара.

Товар в магазин доставляется централизованно транспортными организациями или поставщиками. В отдельных случаях товар может получить непосредственно на складе поставщика и доставить в магазин представитель торгового предприятия. Товары завозятся в магазин в таре отправителя (ящиках, кипах, коробах) или без тары.

При приемке груза от транспортной организации вначале необходимо проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в сопроводительном документе, а затем установить, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке. Для этого проверяется исправность тары, в которую был упакован груз, а если товар был доставлен в контейнере, то наличие на нем исправных пломб и оттисков.

После этого товары, поступившие в таре, принимаются по весу брутто и количеству мест, указанных в транспортных или сопроводительных документах.

Приемка товара, поступившего в исправной таре, по количеству товарных единиц в каждом месте производится на складе или в подсобном помещении магазина.

Товары, поставляемые без тары или в открытой таре, при доставке их поставщиком принимаются непосредственно в магазине, при вывозе магазином  на складе поставщика.

Приемка товаров, поступивших в контейнере без тары, производится одновременно со вскрытием контейнера, при этом в акте приемки обязательно указывается время доставки и вскрытия контейнеров.

Если при приемке груза от транспортной организации устанавливается повреждение или порча груза, несоответствие наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, то магазин обязан потребовать от транспортной организации составления коммерческого акта. Если товар поступил в поврежденной таре, то он принимается по количеству товарных единиц в каждом тарном месте там же, где производится приемка его по весу брутто и количеству мест.

Товар, поступивший без тары, в открытой или поврежденной таре, принимается в момент получения его от поставщика или со склада транспортной организации, а в контейнерах  в момент их вскрытия и разгрузки.

Товары, поступившие в исправной таре, принимаются по весу брутто и количеству мест в момент получения от поставщика или со склада транспортной организации, а по количеству товарных единиц в каждом месте  одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней с момента получения товара.

В районах Крайнего Севера, отдаленных районах и районах досрочного завоза промышленные товары народного потребления принимаются не позднее 60 дней с момента их получения магазином.

Количественная приемка товаров производится лицами, уполномоченными на это руководителем магазина. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки товара. Нередко в приемке товаров принимают участие продавцы. Поэтому они обязаны хорошо знать правила количественной приемки товаров.

Приемка товаров по количеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) отправителя (изготовителя). Отсутствие указанных документов или некоторых из них не может приостановить приемки товаров. В этих случаях составляется акт о фактическом наличии товаров и в акте указывается, какие документы отсутствуют, а товар принимают на ответственное хранение.

Если при приемке товара будет обнаружена недостача, то магазин обязан приостановить дальнейшую приемку, обеспечить сохранность товара, не допуская смешения его с другим однородным товаром. О выявленной недостаче товара составляется акт за подписями лиц, принимавших товар.

В случае когда при приемке товара выявлено несоответствие веса брутто отдельных мест весу, указанному в сопроводительных документах или на трафарете, магазин не должен вскрывать тару и упаковку.

Если при правильности веса брутто недостача товара устанавливается при проверке количества товарных единиц в отдельных местах, то магазин обязан приостановить приемку отдельных мест, сохранить и предъявить представителю, вызванному для участия в дальнейшей приемке, тару и упаковку вскрытых мест и товары, находящиеся внутри этих мест.

Одновременно с приостановлением приемки магазин обязан вызвать для участия в продолжении приемки товара и составлении двустороннего акта представителя отправителя (изготовителя). Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) товара должен явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а иногороднего – не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда.

При неявке представителя отправителя (изготовителя) по вызову магазина, а также в случаях, когда вызов представителя иногороднего отправителя (изготовителя) не обязателен, товар принимается по количеству и составляется акт о недостаче при участии представителя торгового отдела исполкома местного Совета народных депутатов или незаинтересованной организации или представителя общественности магазина, назначенного руководителем магазина из числа лиц, утвержденных решением местного комитета профсоюза или односторонней комиссией магазина, если отправитель (изготовитель) дал согласие на одностороннюю приемку товара.

Лица, которым поручена приемка товара по количеству, вправе удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Внесение в акт данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается. За подписание акта о приемке товара по количеству, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, принимавшие участие в приемке товара по количеству, несут установленную законом ответственность.

Если при приемке товара с участием указанных выше представителей будет выявлена недостача товара по сравнению с данными, указанными в транспортных и сопроводительных документах, то результаты приемки по количеству оформляются актом, который должен быть составлен в тот же день, когда выявлена недостача. Акт утверждает руководитель магазина (торга) или его заместитель не позднее чем на следующий день после его составления.

Если при приемке товара одновременно будут выявлены не только недостача, но и излишки его по сравнению со сведениями в транспортных и сопроводительных документах отправителя (изготовителя), то в акте должны быть указаны точные данные об этих излишках.

Акт подписывают лица, участвовавшие в приемке товара по количеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать акт с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение.

При приемке товаров, доставленных в таре и без тары, наряду с проверкой количества товарных единиц проверяется соответствие наименований, артикулов, сортов и цены товаров указанным в сопроводительных документах.

При расхождении в ценах и сортах между фактическими и указанными в сопроводительных документах составляется акт на пересортицу товаров с выведением суммовой недостачи и излишков. Этот акт подписывают лица, принимавшие товар.

Порядок вызова представителей для участия в составлении двустороннего акта на пересортицу такой же, как и при количественной недостаче товара.

В настоящее время, когда производство товаров народного потребления возрастает быстрыми темпами, проверка качества товаров в магазинах приобретает особо важное значение. Ответственность магазинов за качество продаваемых населению товаров повышается и в связи с тем, что возрастает удельный вес товарной массы, направляемой предприятиями промышленности непосредственно в магазины, минуя оптовые базы. В этих случаях магазин  это единственное место, где проверяется качество товаров перед их продажей населению.

Действующими правилами магазинам запрещено принимать от промышленности недоброкачественные или плохо оформленные товары. Приему и продаже подлежат только доброкачественные и комплектные товары, которые отвечают требованиям стандартов или технических условий.

При приемке груза от транспортной организации магазин обязан осмотреть груз и проверить, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке, в частности:

наличие на контейнере исправных пломб и оттисков на них, исправность тары;

соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортных документах;

соблюдение установленных правил перевозки, обеспечивающих предохранение груза от повреждения и порчи, сроков доставки.

Товары, поступившие в исправной таре и без тары, принимаются по качеству и комплектности, как правило, в подсобном помещении или на складе магазина.

Приемка товаров по качеству производится магазином в следующие сроки:

при иногородней поставке – не позднее 20 дней с момента получения их магазином;

при одногородней поставке – не позднее 10 дней после поступления на склад магазина;

в районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и районах досрочного завоза – не позднее 60 дней со дня их получения.

Магазины имеют право независимо от проверки качества товаров, проведенной ими в указанные сроки, актировать производственные недостатки, если они будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после их получения.

Акт о скрытых недостатках должен быть составлен в течение 5 дней с момента их обнаружения, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров в магазин.

Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гарантийными сроками службы или хранения, должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, но в пределах установленного гарантийного срока.

Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, необходимо составлять также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товара.

Одновременно с приемкой товара по качеству проверяется его комплектность, а также соответствие тары, упаковки, маркировки требованиям ГОСТов, технических условий (ТУ), Особых условий поставки, образцам (эталонам).

Приемка товара по качеству и комплектности производится в точном соответствии с ГОСТами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность товара. Отсутствие сопроводительных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку товара. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившего товара, в котором указывается, какие документы отсутствуют.

При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившего товара, тары или упаковки требованиям ГОСТов, технических условий, образцам либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество товара, магазин обязан вызвать для участия в продолжении приемки и составления двустороннего акта представителя изготовителя (отправителя), обеспечив при этом хранение некомплектных или ненадлежащего качества товаров в условиях, предотвращающих ухудшение их качества и смешение с другими однородными товарами.

Представитель одногороднего изготовителя товара обязан явиться по вызову магазина не позднее чем на следующий день, иногороднего – не позднее трех дней, не считая времени, необходимого для проезда.

При неявке представителя в указанный срок, качество товара проверяет эксперт бюро товарных экспертиз или представитель соответствующей инспекции по качеству.

При отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения магазина, при отказе их выделить представителя или неявке его по вызову магазина качество товара проверяется с участием компетентного представителя другого предприятия (организации) или компетентного представителя общественности магазина, назначенного руководителем магазина из числа лиц, утвержденных решением местного комитета профсоюза, или односторонне магазином, если изготовитель (отправитель) дал согласие на одностороннюю приемку товара.

Однако в Особых условиях поставки, договорах и других документах могут быть указаны другие сроки. Для явки представителя изготовителя, например, в Особых условиях поставки швейных, трикотажных, чулочно-носочных, меховых, овчинно-шубных товаров и головных уборов сказано, что при обнаружении в полученных от иногороднего изготовителя (отправителя) товарах несоответствия качества упаковки или маркировки ГОСТам, техническим условиям, образцам (эталонам), а также недостачи магазин не позднее следующего дня извещает об этом изготовителя (отправителя), а последний обязан в двухдневный срок по телеграфу сообщить магазину о дне прибытия представителя. Если ответ не поступил в течение двух дней или представитель не прибыл в указанный срок, магазин производит приемку товаров в соответствии с Инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденными Государственным арбитражем при Совете Министров России.

Представителю, уполномоченному для участия в приемке товара по качеству, выдается разовое удостоверение за подписью руководителя предприятия (организации).

Лица, участвующие в качественной приемке товара, должны хорошо знать ГОСТы, технические условия, основные и особые условия поставки, строго соблюдать Инструкцию о приемке товаров по качеству и удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием.

Лица, подписавшие акт о приемке товаров по качеству и комплектности, содержащий не соответствующие действительности данные, несут установленную законом ответственность.

По результатам приемки товаров по качеству и комплектности с участием указанных выше представителей составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученного товара. Этот акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в проверке качества и комплектности товара. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии и изложить свое мнение.

Если между предприятием-изготовителем и магазином возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения, то для определения качества товаров магазин обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз или другой компетентной организации.

Если ненадлежащее качество товара потребитель обнаружит после его покупки в магазине, то магазин направляет предприятию-изготовителю (или отправителю) следующие документы:

заявление потребителя об обмене товара и заключение магазина, в котором указываются характер недостатков и причины их возникновения, время продажи товара, обмена, ремонта или возврата их стоимости;

документы, предусмотренные правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, подтверждающие качество товара;

расписку покупателя об обмене товара или о получении его стоимости в магазине.




Опубликовано в: Правила торговли в СССР