Эффективность труда и пути её повышения

Советский рекламный плакатДостижение предприятиями торговли максимальных результатов при минимальных трудовых и материальных затратах и высокая культура обслуживания покупателей в значительной мере зависят от уровня производительности труда работников торговли, и в первую очередь продавцов. Под производительностью труда продавцов понимается количество проданных ими товаров в розничных ценах за единицу времени  день, месяц, год. Чем больше реализует продавец в единицу времени товаров в суммовом выражении при сохранении высокого уровня обслуживания покупателей, тем выше производительность его труда. И наоборот, при уменьшении продажи товаров производительность труда будет ниже.

Поскольку производительность труда продавцов находится в прямой связи с качеством обслуживания покупателей и сбережением свободного времени населения, для оценки производительности труда торговли в целом применяется более широкое понятие  эффективность труда, измеряемая суммой оборота, приходящегося на одного торгового работника. К торговым работникам относятся не только продавцы, но и все работники, занятые в розничной торговле, в том числе административно-управленческий и младший обслуживающий персонал.

В деятельности любого предприятия торговли заложены резервы роста эффективности труда. Эти резервы можно свести к двум основным группам:

снижение трудовых затрат за счет совершенствования торгово-оперативного процесса, лучшего использования торговых площадей, механизации тяжелых и трудоемких работ, повышения культурно-технического уровня работников и т. д.;

сокращение непроизводительных затрат рабочего времени продавцов и других работников прилавка.

На повышение эффективности труда существенное влияние оказывает развитие прогрессивных форм торговли. Например, при самообслуживании товарооборот на одного торгового работника в среднем возрастает на 20  30%. Один из важных факторов роста эффективности труда в торговле и повышения качества обслуживания  социалистическое соревнование и движение за коммунистическое отношение к труду.

Под совершенствованием торгово-оперативного процесса прежде всего следует понимать наиболее рациональное использование рабочего времени продавца:

сокращение удельного веса вспомогательных работ, связанных с получением и доставкой продавцами товаров на рабочие места, вскрытием и уборкой тары, замещением на контроле выдачи товаров заведующих секциями и их заместителей, когда эти операции производятся за счет обслуживания покупателей;

сокращение времени, затрачиваемого продавцом на обслуживание одного покупателя, которое обеспечивается не за счет ухудшения обслуживания, а благодаря применению «немой справки», ценников, указателей и различных рекламных средств;

увеличение средней стоимости покупки за счет предложения  дополнительных,  а  также  сопутствующих  товаров;

рациональное размещение на рабочем месте товаров, инвентаря и вспомогательных материалов, обеспечивающее более быстрое обслуживание покупателей;

устранение простоев продавцов из-за несвоевременной или неполной подсортировки секций товарами и отсутствия в продаже товаров, соответствующих спросу покупателей;

построение графика выхода продавцов на работу и установление часов работы магазина с учетом движения покупательских потоков и др.

Не менее важно обеспечить максимальную загрузку рабочих мест продавцов, т. е. организовать работу магазина так, чтобы в течение всего дня рабочие места продавцов полностью использовались для обслуживания покупателей.

В тех магазинах, где коэффициент использования рабочих мест продавцов близок к единице, обеспечивается наиболее высокий размер товарооборота на 1 м2 торговой площади и на одного торгового работника, более эффективно используется материально-техническая база торговли.

Большие возможности для повышения производительности труда заложены в повышении культурно-технического уровня продавцов, совершенствовании их профессионального мастерства, в развитии сознательного и добросовестного отношения к своим обязанностям, любви к своей профессии, распространении и внедрении передового опыта.

Значительно повышается производительность труда продавцов при снижении внутрисменных простоев и целодневных потерь рабочего времени. Целодневные потери образуются, с одной стороны, за счет дополнительных отпусков в связи с родами, уходом на учебу, исполнением общественных обязанностей (депутатов, народных заседателей и т. д.), с другой  невыходов на работу по болезни, по разрешению администрации, из-за прогулов и др.

К внутрисменным относятся потери рабочего времени за счет простоев из-за несвоевременного поступления товаров, оставления продавцами рабочих мест без производственной необходимости, разговор в присутствии покупателей со своими знакомыми или с другими работниками прилавка на темы, не относящиеся к работе, преждевременный уход на обеденный перерыв или несвоевременное возвращение на свое рабочее место после обеда и т. д. Если простои из-за отсутствия товаров чаще всего бывают по вине администрации магазина, то остальные внутрисменные потери рабочего времени возникают вследствие нарушения трудовой дисциплины работниками прилавка, низкого уровня воспитательной работы в коллективе магазина.

Полное устранение или сокращение целодневных потерь рабочего времени второй группы и внутрисменных простоев служит источником повышения производительности труда и улучшения обслуживания покупателей, средством сбережения их свободного времени.





Опубликовано в: Управление в советской торговле