Торговые скидки

Советский рекламный плакатНа все товары народного потребления, имеющие государственные розничные цены, установлены торговые скидки. Эти скидки поступают в распоряжение торговых предприятий и организаций при получении ими товаров от поставщиков – промышленных предприятий или оптовых баз.

Торговые скидки устанавливаются обычно в процентах с розничных цен на товары и указываются в прейскурантах. Назначение торговых скидок  покрывать расходы по продаже товаров, а также обеспечить рентабельную работу и получение прибыли (чистого дохода) предприятиями и организациями торговли.

Разные товары имеют разный уровень расходов (издержек обращения), связанных с их реализацией. Это обстоятельство находит свое отражение в различной величине торговых скидок. Для товаров, более трудоемких в процессе реализации, требующих специальных условий хранения, дополнительной обработки и т. д., характеризующихся более высоким уровнем издержек обращения, торговые скидки устанавливаются в повышенных размерах. И наоборот, для быстро реализуемых товаров, менее трудоемких в обработке и хранении, устанавливаются более низкие торговые скидки.

На непродовольственные товары размер торговых скидок (для городских торговых организаций) колеблется в пределах от 2% (на легковые автомобили) до 13% (на строительные материалы и санитарно-техническое оборудование) с розничной цены.

Торговые скидки дифференцируются также в зависимости от места реализации товара. Так, издержки обращения в сельской торговле значительно выше, чем в городской торговле. Поэтому торговые скидки для сельских торговых организаций, как правило, устанавливаются в большем размере, чем для городских торговых организаций. В силу аналогичных условий установлены еще более высокие торговые скидки для отдаленных и горных районов, а также районов Крайнего Севера нашей страны с неблагоприятными транспортными условиями. Списки отдаленных и горных районов и районов Крайнего Севера утверждает Совет Министров России.

Как изменяются торговые скидки на товары в зависимости от местонахождения торговой сети, видно на следующем примере. Торговая скидка на школьно-письменные и канцелярские товары для города установлена в размере 9%, для села – 11, для отдаленных и горных районов – 12, для отдельной группы районов Крайнего Севера – 25 %.

Кроме торговых скидок поставщики предоставляют торговым организациям в отдельных случаях дополнительные скидки. Они предназначаются для возмещения таких издержек обращения торговых организаций, которые не предусмотрены в основных торговых скидках. Например, по некоторым товарам торговые организации получают дополнительные скидки на отходы, возникающие при розничной продаже.

По товарам, не имеющим утвержденных розничных цен, существуют не торговые скидки, а торговые накидки. В основном это изделия местной промышленности. Для таких товаров на местах устанавливаются оптовые цены промышленности, а розничная цена определяется путем прибавления накидки (определенный процент) к оптовой цене. Размер торговых накидок утверждают на местах исполкомы местных (областных, краевых) Советов или правительства союзных республик.





Опубликовано в: Управление в советской торговле